Сведения об Управлении ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу: задачи и полномочия

II. Основные задачи

13.  Основными задачами Управления являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия иностранным техническим разведкам (далее – противодействие техническим разведкам) и технической защиты информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

2) организация и координация деятельности элементов государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в пределах Сибирского федерального округа, осуществление методического обеспечения их функционирования;

3) анализ развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

4) выработка мер по противодействию добыванию информации техническими средствами разведки и по технической защите информации;

5) осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по размещению и использованию иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

6) осуществление в пределах своей компетенции контроля деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

7) осуществление государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

8) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных;

9) реализация в пределах своей компетенции государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

10) осуществление контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности условий действия выданных им лицензий на осуществление операций по импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), подлежащих экспортному контролю;

11) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля.

III. Полномочия

14. Управление осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает предложения по приоритетным направлениям деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

2) участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам деятельности ФСТЭК России;

3) принимает участие в издании (размножении) нормативных правовых актов и методических документов, разработанных в пределах компетенции ФСТЭК России, обеспечивает в установленном порядке рассылку этих документов в аппараты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в пределах Сибирского федерального округа;

4) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

5) принимает участие и при необходимости организует работу совещательных органов по защите информации (информационной безопасности), создаваемых при аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

6) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за состоянием работ по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

7) осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

8) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных;

9) принимает участие в пределах своей компетенции в межведомственном контроле за обеспечением защиты государственной тайны, контроле за соблюдением лицензионных требований и условий организациями, имеющими лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия техническим разведкам и технической защиты информации), на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, а также на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации (далее – лицензии ФСТЭК России в области защиты информации), осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;

10) выдает предписания на приостановление работ на объектах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

11) выдает субъектам критической информационной инфраструктуры предписания об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

12) выдает организациям, имеющим лицензии ФСТЭК России в области защиты информации, предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий;

13) организует и проводит радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;

14) осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по лицензированию деятельности, отнесенной законодательством Российской Федерации к компетенции ФСТЭК России, в том числе участвует в проведении специальных экспертиз организаций-соискателей лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия техническим разведкам и технической защиты информации), на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, или по указанию ФСТЭК России проводит специальные экспертизы организаций-соискателей указанных лицензий ФСТЭК России;

15) принимает участие в пределах своей компетенции в организации и проведении в соответствии с законодательством Российской Федерации работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации;

16) для служебного пользования;

17) для служебного пользования;

18) для служебного пользования;

19) для служебного пользования;

20) для служебного пользования;

21) выполняет в установленном порядке специальные работы по противодействию техническим разведкам и технической защите информации;

22) участвует совместно с территориальными органами безопасности в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;

23) осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

24) осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа, по созданию и совершенствованию элементов государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

25) проводит работы по оценке возможностей технических разведок и выявлению угроз безопасности информации применительно к объектам, расположенным в пределах Сибирского федерального округа, в установленном порядке ведет учет данных по этим вопросам, осуществляет доступ к указанным данным заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

26) принимает участие в рассмотрении предложений по внесению изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан в части территорий, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

27) участвует в пределах своей компетентности в подготовке заключений о возможностях размещения и использования на сухопутной территории Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных научных и научно-технических программ и проектов, организует и осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями установленных дополнительных требований и условий, участвует в организации и проведении необходимых экспертиз;

28) готовит в пределах своей компетентности экспертные заключения (предложения) при согласовании вопросов выдачи соответствующими федеральными органами исполнительной власти разрешений на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

29) участвует в разработке и проведении мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в наиболее важных организациях оборонно-промышленного комплекса, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

30) принимает участие в согласовании инструкций по защите образцов вооружения и военной техники от технических разведок для стадий (этапов) их жизненного цикла;

31) принимает участие в рассмотрении поступающих документов в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

31.1) проверяет соблюдение порядка осуществления категорирования и правильность присвоения объектам критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо неприсвоения им ни одной из таких категорий на основании сведений, представляемых субъектами критической информационной инфраструктуры, расположенными в пределах федерального округа;

31.2) рассматривает представленные субъектами критической информационной инфраструктуры, расположенными в пределах федерального округа, перечни объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и при необходимости готовит предложения по их корректировке;

32) участвует в согласовании моделей угроз безопасности информации и (или) технических заданий на создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных информационных систем;

33) участвует в решении вопросов организации противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в процессе осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

34) организует и осуществляет контроль за эффективностью и достаточностью мер по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа в ходе подготовки и проведения международных выставок продукции военного назначения на территории Сибирского федерального округа;

35) участвует в согласовании вопросов размещения в пределах Сибирского федерального округа дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств;

36) участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

37) проводит в пределах Сибирского федерального округа оценку полноты и эффективности мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в ходе реализации международных договоров Российской Федерации в сфере укрепления мер доверия, сокращения (ограничения) вооруженных сил и вооружений, а также при введении режимов открытости;

38) участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в работе групп встреч иностранных инспекций, осуществляющих инспекционную деятельность в ходе выполнения международных договоров Российской Федерации в сфере укрепления мер доверия, сокращения (ограничения) вооруженных сил и вооружений;

39) принимает участие в пределах своей компетенции в методическом руководстве подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, а также в области экспортного контроля;

40) участвует в реализации программ обеспечения защиты государственной тайны, в пределах своей компетенции организует и координирует в Сибирском федеральном округе выполнение мероприятий, предусмотренных указанными программами;

41) согласовывает в установленном порядке назначение на должности руководителей подразделений (штатных специалистов) по противодействию техническим разведкам и технической защите информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях оборонно-промышленного комплекса, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

42) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

43) участвует в подготовке предложений по корректировке списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), подлежащих экспортному контролю;

44) участвует в пределах своей компетенции в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

45) взаимодействует с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля;

46) осуществляет в пределах Сибирского федерального округа мероприятия, направленные на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области;

47) участвует в пределах своей компетенции в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в части, касающейся осуществления экспортного контроля;

48) представляет в пределах своей компетенции руководству ФСТЭК России предложения о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации;

49) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за экспортом и (или) импортом товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых установлен экспортный контроль;

50) выдает российским участникам внешнеэкономической деятельности предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области экспортного контроля;

51) участвует в деятельности по предотвращению несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров двойного назначения, ввезенных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях, выдает в установленном порядке российские импортные сертификаты;

52) участвует в подготовке предложений по совершенствованию экспортного контроля;

53) организует и проводит в пределах своей компетенции работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля;

54) оказывает содействие и информационно-методическую помощь организациям в создании внутренних программ экспортного контроля, участвует в проведении работ по государственной аккредитации организаций, создавших такие программы;

55) осуществляет сбор, анализ и обобщение информации об экспорте продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, организациями, расположенными в пределах Сибирского федерального округа;

56) представляет в ФСТЭК России установочные данные об организациях, в отношении которых имеется информация о причастности к незаконным поставкам контролируемых товаров;

57) участвует в пределах своей компетенции в реализации программ международного сотрудничества в области экспортного контроля;

58) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности порядка учета внешнеэкономических сделок в целях экспортного контроля;

59) участвует в пределах своей компетенции в работах по созданию информационных систем и баз данных по вопросам экспортного контроля;

60) организует и обеспечивает проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

61) обеспечивает проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

62) участвует в пределах своей компетенции в реализации решений Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;

63) осуществляет по решению директора ФСТЭК России иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Управление в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) представлять в установленном порядке руководству ФСТЭК России предложения по нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, а также в области экспортного контроля;

2) в соответствии с планами работ ФСТЭК России осуществлять контроль деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации, обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

3) в соответствии с планами работ ФСТЭК России контролировать с применением технических средств эффективность защиты:

объектов, на которых выполняются работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну;

образцов вооружения и военной техники при их разработке, производстве и полигонных испытаниях;

информации, обрабатываемой значимыми объектами критической информационной инфраструктуры, информационными системами, средствами и системами связи и управления, в том числе от специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней;

4) осуществлять радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки;

5) контролировать в пределах Сибирского федерального округа размещение и использование иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

6) осуществлять в соответствии с планами работ ФСТЭК России контроль за организацией противодействия техническим разведкам и технической защиты информации при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

7) выдавать предписания на приостановление работ на объектах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

8) выдавать субъектам критической информационной инфраструктуры предписания об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

9) выдавать организациям, имеющим лицензии ФСТЭК России в области защиты информации, предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий;

10) запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности Управления информацию, документы и материалы;

11) принимать участие в пределах своей компетенции в подготовке предложений по развитию и совершенствованию системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации ФСТЭК России;

12) возбуждать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассматривать их в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

13) издавать в пределах своей компетенции правовые акты ненормативного характера;

14) готовить для представления руководству ФСТЭК России заключения о возможности предоставления или об отказе в предоставлении лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия техническим разведкам и технической защиты информации), на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;

15) осуществлять контроль за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий организациями, имеющими лицензии ФСТЭК России в области защиты информации;

16) согласовывать назначение на должности руководителей подразделений (штатных специалистов) по противодействию техническим разведкам и технической защите информации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях оборонно-промышленного комплекса, расположенных в пределах Сибирского федерального округа;

17) проводить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в пределах Сибирского федерального округа проверки соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений указанных требований;

18) готовить для представления руководству ФСТЭК России предложения о приостановлении, либо об аннулировании лицензий и (или) разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль;

19) выдавать российским участникам внешнеэкономической деятельности предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области экспортного контроля;

20) осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Управления в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств;

21) принимать участие, а также организовывать и проводить в пределах своей компетенции семинары и конференции;

22) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от российских участников внешнеэкономической деятельности информацию и документы, относящиеся к проверяемой внешнеэкономической деятельности и необходимые для проведения проверки.

Субъекты Российской Федерации, на территориях которых Управлением ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу реализуются полномочия ФСТЭК России

Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область – Кузбасс, Новосибирская область, Омская область, Томская область.

Если заметили ошибку в тексте, выделите ее курсором мыши и нажмите Ctrl + Enter