+ 1
- 0
Оценить:

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от "___" _________ 20__ г. N ____

 

МОСКВА

 

О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по техническому и экспортному контролю на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582 "Об утверждении Правил организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3378).

 

Председатель Правительства

      Российской Федерации

М.Мишустин

 

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ___  _______ 2022 г. N _____

 

ПРАВИЛА

осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - государственный контроль).

2. Предметом государственного контроля являются:

1) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля требований (далее – обязательные требования), включая:

а) требования к порядку осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее – товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль);

б) требования к порядку учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения соответствующих учетных документов;

в) требования (условия, ограничения), содержащиеся в лицензиях (разрешениях) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

г) требования к использованию в заявленных целях товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;

д) специальные экономические и принудительные меры, а также другие запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, установленные в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и иными федеральными законами;

2) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения государственного контроля.

3. Целями государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемым лицом обязательных требований.

4. Контролируемыми лицами являются российские участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.

5. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля).

6. Должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными осуществлять государственный контроль, являются:

1) директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместители;

2) руководители структурных подразделений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля, и их заместители;

3) иные государственные гражданские служащие Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;

4) руководитель территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместители;

5) руководители структурных подразделений территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;

6) иные работники территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.

7. Государственный контроль осуществляется посредством проведения:

1) мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований (далее - профилактические мероприятия);

2) проверок.

8. Профилактические мероприятия осуществляются должностными лицами органа государственного контроля в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям таких требований и направлены на снижение риска причинения вреда интересам Российской Федерации и нарушения ее международных обязательств при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

9. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю ежегодно, не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждает программу профилактики нарушений российскими участниками внешнеэкономической деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – программа профилактики), которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.

10. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) размещение на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

2) информирование по вопросам соблюдения обязательных требований;

3) обобщение практики осуществления государственного контроля;

4) объявление предостережений.

11. Размещенные на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" сведения и информация, предусмотренные подпунктом 1 пункта 10 настоящих Правил, поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их изменения.

12. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством:

1) размещения на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" следующих сведений:

а) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

б) руководство по соблюдению обязательных требований;

в) программа профилактики нарушений обязательных требований;

г) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом государственного контроля у контролируемых лиц при проведении проверок;

д) сведения о порядке досудебного обжалования решений органа государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц;

е) доклад о состоянии государственного контроля;

ж) иные сведения, размещение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) проведения для контролируемых лиц семинаров, конференций и иных мероприятий, направленных на разъяснение порядка и правил соблюдений обязательных требований.

13. Должностные лица органа государственного контроля, ответственные за размещение сведений и информации, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 и подпунктом 1 пункта 12 настоящих Правил, определяются приказом органа государственного контроля.

14. Обобщение практики осуществления государственного контроля проводится должностными лицами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю путем сбора и анализа данных о проведенных проверках и их результатах, выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральной службой по техническому и экспортному контролю один раз в год готовится доклад о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

15. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется должностным лицом органа государственного контроля в случае получения им сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.

Составление и направление органом государственного контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в адрес контролируемого лица, подача контролируемым лицом возражений на такое предостережение и их рассмотрение органом государственного контроля, а также уведомление контролируемым лицом органа государственного контроля об исполнении предостережения осуществляются в порядке, установленном Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 8, ст. 1239; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.02.2019).

16. Проверки проводятся в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных в качестве юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в виде:

1) документарной проверки;

2) выездной проверки.

17. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных пунктами 3-7 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле".

18. Срок проведения проверки, кроме выездной проверки субъекта малого предпринимательства, не может превышать 30 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия в ходе плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства ее проведение может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

На период действия срока приостановления проведения указанной проверки приостанавливаются связанные с такой проверкой действия органа государственного контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля:

в отношении выездной проверки малого предприятия - не более чем на 50 часов, микропредприятия - не более чем на 15 часов;

в отношении иных контролируемых лиц или при проведении документарной проверки субъектов малого предпринимательства - не более чем на 20 рабочих дней.

19. Плановая проверка контролируемого лица проводится не чаще одного раза в 3 года.

20. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в установленном порядке и размещаемого на официальном сайте Службы в сети "Интернет", за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для включения проверки контролируемого лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-летнего периода со дня государственной регистрации этого лица в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или со дня окончания проведения в отношении него органом государственного контроля последней плановой проверки при условии, что контролируемое лицо в течение этих 3 лет осуществляло внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.

21. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля:

заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников сведений, указывающих на признаки нарушения обязательных требований, в том числе требований (условий, ограничений) лицензий и разрешений, выданных на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

3) наличие приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

22. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 2 пункта 21 настоящих Правил, может быть проведена органом государственного контроля незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предварительное уведомление российского участника внешнеэкономической деятельности о проведении такой проверки не допускается.

Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в подпункте 1, абзаце втором подпункта 2 пункта 21 настоящих Правил, может быть проведена органом государственного контроля после согласования с органом прокуратуры, в компетенции которого находится такое согласование, в порядке, установленном частью 8 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Внеплановая документарная проверка может быть проведена органом государственного контроля без согласования с органом прокуратуры.

23. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

Документарная проверка проводится путем анализа документов контролируемого лица, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, и (или) документов, полученных по запросу органа государственного контроля в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае если при проведении документарной проверки не представляется возможным оценить соответствие деятельности контролируемого лица обязательным требованиям, проводится выездная проверка.

24. Выездная проверка проводится по месту нахождения контролируемого лица, зарегистрированного в качестве юридического лица, по месту осуществления деятельности контролируемого лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности.

25. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) контролируемое лицо уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

О проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 1, абзаце втором подпункта 2 или подпункте 3 пункта 21 настоящих Правил, контролируемое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Уведомление контролируемого лица о проведении проверки осуществляется посредством направления копии приказа органа государственного контроля о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролируемым лицом, или иным доступным способом.

Предварительное уведомление контролируемого лица о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 2 пункта 21 настоящих Правил, не допускается.

26. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и частью 7 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле".

27. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля, наделенное соответствующими полномочиями, принимает в отношении контролируемого лица следующие решения:

1) о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

2) о направлении в орган прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

3) о направлении материалов проверки в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится контролируемое лицо, для их рассмотрения и принятия в отношении такого контролируемого лица предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия.

28. В ходе проверки могут проводиться следующие мероприятия по контролю:

1) рассмотрение документов и иной информации, связанных с осуществлением контролируемым лицом внешнеэкономической деятельности, в том числе с продукцией, являющейся предметом такой деятельности;

2) осмотр и обследование используемых контролируемым лицом производственных объектов и перевозимых грузов;

3) отбор и проведение экспертизы образцов продукции, в том числе с использованием возможностей экспертных организаций, получивших в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля по соответствующей номенклатуре продукции.

Решение о необходимости проведения конкретных мероприятий по контролю в ходе проверки принимается должностным лицом органа государственного контроля самостоятельно.

29. По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

30. Акт проверки оформляется в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (иному должностному лицу, уполномоченному представителю) контролируемого лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а другой представляется в орган государственного контроля.

В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или уполномоченных представителей таких лиц, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, находящемуся в органе государственного контроля.

31. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители контролируемого лица вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений.

32. В случае невыполнения предписаний органа государственного контроля в установленные сроки контролируемое лицо привлекается к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

33. Полученная в ходе проверки информация является информацией ограниченного доступа и на нее распространяется действие статьи 15 Федерального закона "Об экспортном контроле".

34. Действия должностных лиц органа государственного контроля при проведении проверки не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется.

Должностные лица органа государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

35. Действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.