+ 1
- 0
Оценить:

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от "___" _________ 20__ г. N ____

 

МОСКВА

 

О порядке осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по техническому и экспортному контролю на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 582 "Об утверждении Правил организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3378).

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

 

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ___  _______ 2021 г. N ___

 

ПРАВИЛА

осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - государственный контроль).

2. При проведении государственного контроля оценке подлежит соблюдение следующих требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – обязательные требования):

а) соблюдение установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее – товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль);

б) соблюдение установленных порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения соответствующих учетных документов;

в) соблюдение требований (условий, ограничений), установленных лицензией (разрешением) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

г) соблюдение обязательств по использованию в заявленных целях товаров (услуг) двойного применения, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;

д) соблюдение специальных экономических мер, а также запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами и технологиями, устанавливаемых в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", Федеральным законом "Об экспортном контроле" и другими федеральными законами;

е) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения государственного контроля.

3. Целями государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами государственного контроля обязательных требований.

4. Субъектами государственного контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

5. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля).

6. Должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными осуществлять государственный контроль, являются:

а) директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместитель, в сферу ведения которого входят вопросы экспортного контроля;

б) начальники структурных подразделений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в сферу ведения которых входят вопросы экспортного контроля, и их заместители;

в) иные работники Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в должностные обязанности которых входит проведение мероприятий по государственному контролю;

г) руководитель территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместитель, в сферу ведения которого входят вопросы экспортного контроля;

д) начальники структурных подразделений территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в сферу ведения которых входят вопросы экспортного контроля, и их заместители;

е) иные работники территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в должностные обязанности которых входит проведение мероприятий по государственному контролю.

7. Государственный контроль осуществляется посредством проведения:

а) профилактических мероприятий;

б) контрольных мероприятий.

8. Профилактические мероприятия осуществляются должностными лицами органа государственного контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований субъектами государственного контроля, направлены на снижение риска причинения вреда безопасности Российской Федерации, выполнению ее международных обязательств в области экспортного контроля и являются приоритетными по отношению к проведению контрольных мероприятий.

9. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю ежегодно, не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждает программу профилактики нарушений российскими участниками внешнеэкономической деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – программа профилактики), которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.

10. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережений;

г) консультирование.

11. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения органом государственного контроля соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет".

На своем официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии:

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля;

2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

4) руководство по соблюдению обязательных требований;

5) программа профилактики;

6) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом государственного контроля у субъекта государственного контроля при проведении контрольных мероприятий;

7) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

8) сведения о порядке досудебного обжалования решений органа государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц;

9) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики органа государственного контроля (далее – доклад о правоприменительной практике);

10) доклад о государственном контроле;

11) иные сведения, размещение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их изменения.

Должностные лица, ответственные за размещение информации, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, определяются приказом органа государственного контроля.

13. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю один раз в год.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по техническому и экспортному контролю обеспечивает подготовку доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и размещается на ее официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

14. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется должностными лицами органа государственного контроля в случае получения ими сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований.

15. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и содержит следующие сведения:

а) дату, время и место объявления предостережения;

б) наименование структурного подразделения органа государственного контроля;

в) полное наименование субъекта государственного контроля;

г) номер предостережения;

д) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица;

е) перечень возможных нарушений обязательных требований;

ж) предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

з) подпись должностного лица.

16. Объявленное предостережение направляется в адрес субъекта государственного контроля почтовым отправлением (в случае оформления на бумажном носителе) или в электронном виде не позднее 3 рабочих дней со дня объявления.

17. Должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.

18. В случае объявления органом государственного контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований субъект государственного контроля вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.

Возражение направляется должностному лицу органа государственного контроля, объявившему предостережение, не позднее 15 календарных дней со дня получения предостережения почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе) или в электронном виде.

19. В возражении указываются:

а) наименование юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) дата и номер предостережения, направленного в адрес субъекта государственного контроля;

в) обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) субъекта государственного контроля, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

г) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;

д) фамилию, имя, отчество лица, направившего возражение;

е) дату направления возражения.

Субъект государственного контроля вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность возражения, или их заверенные копии.

20. Возражение рассматривается должностным лицом органа государственного контроля, объявившим предостережение, не позднее 30 дней с момента получения возражения.

21. В случае принятия представленных субъектом государственного контроля в возражении доводов должностное лицо аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.

22. Консультирование субъектов государственного контроля и их представителей осуществляется должностным лицом органа государственного контроля по обращениям субъектов государственного контроля и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля.

Консультирование осуществляется без взимания платы.

23. Консультирование может осуществляться по телефону, в ходе личного приема граждан, либо в ходе проведения контрольных мероприятий. Время консультирования не должно превышать 15 минут.

24. Личный прием граждан проводится директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и (или) его заместителями, руководителем территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и (или) его заместителями. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет".

25. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

организация и осуществление государственного контроля;

порядок осуществления контрольных мероприятий;

обязательные требования, соблюдение которых проверяется в ходе контрольных мероприятий.

26. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом в следующих случаях:

субъектом государственного контроля представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы не представилось возможным;

ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от территориальных органов, органов власти или иных лиц.

27. При осуществлении консультирования должностное лицо органа государственного контроля обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного контроля, иных участников контрольного мероприятия.

29. Информация, ставшая известной должностному лицу органа государственного контроля в ходе консультирования, не может использоваться органом государственного контроля в целях оценки субъекта государственного контроля по вопросам соблюдения обязательных требований.

30. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений субъектов государственного контроля и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.

31. Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые и внеплановые контрольные мероприятия осуществляются в виде:

а) документарной проверки;

б) выездной проверки.

32. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных пунктами 3-7 статьи 17 Федерального закона "Об экспортном контроле".

33. Срок проведения проверки составляет не более чем 10 рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля, но не более чем на 20 рабочих дней.

34. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в установленном порядке и размещаемого на официальном сайте Службы в сети "Интерне", за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

35. Основанием для включения проверки субъекта государственного контроля в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-летнего периода со дня государственной регистрации этого субъекта в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или со дня окончания проведения в отношении него органом государственного контроля последней плановой проверки при условии, что субъект государственного контроля в течение этих 3 лет осуществлял внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.

36. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) истечение срока исполнения субъектом государственного контроля ранее выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) представление субъектом государственного контроля в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю заявления о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

в) поступление в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также из иных источников, содержащих сведения, указывающие на признаки нарушения обязательных требований, в том числе условий и требований выданных Службой лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, если такие нарушения создают угрозу безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

г) наличие приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

37. Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 36 настоящих Правил, проводится органом государственного контроля после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры, в компетенции которого находится такое согласование.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 36 настоящих Правил, может быть проведена органом государственного контроля незамедлительно с извещением соответствующего органа прокуратуры в установленном порядке.

Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.

38. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

В срок документарной проверки не включается период с момента направления органом государственного контроля субъекту государственного контроля требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в орган государственного контроля, а также период с момента направления субъекту государственного контроля информации органа государственного контроля о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных субъектом государственного контроля документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в орган государственного контроля.

Документарная проверка проводится путем анализа документов субъекта государственного контроля, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, и (или) документов, полученных по запросу органа государственного контроля в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае если при проведении документарной проверки не представляется возможным оценить соответствие деятельности субъекта государственного контроля обязательным требованиям, проводится выездная проверка.

39. Выездная проверка проводится по месту нахождения субъекта государственного контроля - юридического лица, по месту осуществления деятельности субъекта государственного контроля - индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности.

40. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) субъект государственного контроля уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

О проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 36 настоящих Правил, субъект государственного контроля уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Предварительное уведомление субъекта государственного контроля о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 36 настоящих Правил, не допускается.

41. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

42. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) запрашивать на основании мотивированного письменного запроса у субъекта государственного контроля информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

б) посещать беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа государственного контроля о назначении проверки здания, помещения субъекта государственного контроля и проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия по контролю, касающиеся товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, в том числе проводить отбор образцов товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) выдавать субъекту государственного контроля предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

43. При проведении проверки должностные лица органов государственного контроля не вправе:

а) проверять выполнение установленных законодательством Российской Федерации требований, если такие требования не относятся к полномочиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

б) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или уполномоченного представителя субъекта государственного контроля;

в) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не имеют отношения к проверке, а также изымать оригиналы таких документов;

г) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов по установленной форме, а также в количестве, превышающем нормы, определенные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами;

д) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) превышать установленные сроки проведения проверки;

ж) осуществлять выдачу субъекту государственного контроля предписаний или предложений о проведении за его счет мероприятий по государственному контролю.

44. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля, наделенное соответствующими полномочиями, принимает в отношении субъекта государственного контроля следующие решения:

а) о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

б) о направлении в орган прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

в) о направлении материалов проверки в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится субъект государственного контроля, для их рассмотрения и принятия в отношении такого субъекта государственного контроля предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия.

45. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:

1) осмотр производственных объектов;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

6) отбор образцов;

7) экспертиза.

46. Решение о необходимости проведения конкретных контрольных действий в ходе выездной проверки принимается должностным лицом органа государственного контроля самостоятельно.

47. При осмотре должностное лицо органа государственного контроля проводит визуальное обследование производственных объектов без их вскрытия, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

48. Осмотр осуществляется должностным лицом органа государственного контроля в присутствии представителей субъекта государственного контроля.  

49. По результатам осмотра должностным лицом органа государственного контроля составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных производственных объектов, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного мероприятия.

50. В случае отказа представителя субъекта государственного контроля от подписания протокола осмотра должностное лицо органа государственного контроля делает в нем соответствующую отметку.

51. При необходимости получения должностным лицом органа государственного контроля устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения субъектом государственного контроля обязательных требований, производится опрос представителя или представителей субъекта государственного контроля, располагающих такой информацией. Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.

52. В случае если полученные сведения имеют значение для контрольного мероприятия, результаты опроса фиксируются также в акте проверки.

53. Для получения письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения субъектом государственного контроля обязательных требований, от представителя субъекта государственного контроля, располагающего такими сведениями, должностное лицо органа государственного контроля в ходе выездной проверки запрашивает письменные объяснения. Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

54. Должностное лицо органа государственного контроля вправе собственноручно составить объяснения со слов представителя субъекта государственного контроля. В этом случае представитель субъекта государственного контроля знакомится с объяснениями, при необходимости дополняет текст, делает отметку о том, что с его слов должностным лицом органа государственного контроля записано верно, и подписывает объяснения, указывая дату и место их составления.

55. В случае если полученные сведения имеют значение для контрольного мероприятия результаты письменных объяснений фиксируются в акте проверки.

56. Для проведения оценки соблюдения субъектом государственного контроля обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля в ходе выездной проверки может предъявить субъекту государственного контроля требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для указанной оценки документов и (или) их копий.

57. Истребуемые копии документов могут представляться должностному лицу органа государственного контроля на бумажном носителе или в форме электронных документов, за исключением случаев, если должностным лицом органа государственного контроля установлена необходимость представления копий документов на бумажном носителе. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные представителем субъекта государственного контроля копии. В случае представления заверенных копий истребуемых документов должностное лицо органа государственного контроля вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых должностному лицу органа государственного контроля. По завершении выездной проверки подлинники документов возвращаются субъекту государственного контроля.

58. Документы, которые истребуются в ходе контрольного мероприятия, должны быть представлены субъектом государственного контроля должностному лицу органа государственного контроля в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если субъект государственного контроля не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить должностное лицо органа государственного контроля о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого субъект государственного контроля может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства должностное лицо органа государственного контроля продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ и информируется субъект государственного контроля.

59. Документы (копии документов), ранее представленные субъектом государственного контроля в орган государственного контроля, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления должностного лица органа государственного контроля о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.

60. В случае направления субъектом государственного контроля в орган государственного контроля копий документов на бумажном носителе, не заверенных надлежащим образом, такие документы не считаются направленными и не могут являться основанием для непредставления копий таких документов при проведении проверки.

61. В случае если для проведения оценки соблюдения субъектом государственного контроля обязательных требований возникает необходимость в проведении идентификации контролируемых товаров и технологий, требующей специальных знаний в области экспортного контроля, должностное лицо в ходе выездной проверки может поручить проведение такой экспертизы экспертной организации. В этих целях должностное лицо органа государственного контроля может производить отбор образцов продукции для проведения их исследований, испытаний и измерений на предмет установления причинно-следственной связи нарушений обязательных требований с фактом создания угрозы безопасности Российской Федерации либо нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля, для направления указанных образцов на экспертизу в экспертную организацию. по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области экспортного контроля.

62. Отбор образцов осуществляется в присутствии представителя субъекта государственного контроля. По результатам отбора образцов должностным лицом органа государственного контроля составляется протокол отбора образцов, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного контроля, составившего протокол, сведения о представителе субъекта государственного контроля, присутствовавшего при отборе образцов, использованные методики отбора образцов, иные сведения, имеющие значение для идентификации образцов.

63. В случае отказа представителя субъекта государственного контроля от подписания протокола отбора образцов должностное лицо органа государственного контроля делает соответствующую отметку в протоколе отбора образцов. Факт проведения отбора образцов фиксируются в акте проверки.

64. Экспертиза проводятся российскими организациями, получившими в установленном законодательством порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в целях экспортного контроля.

65. Поручение экспертной организации о проведении экспертизы оформляется должностным лицом органа государственного контроля в форме экспертного задания, которое может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

а) установление фактов, обстоятельств;

б) установление тождества или различия;

в) установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

г) проведение оценки образца на соответствие заданным критериям.

66. Поручение о проведении экспертизы должно содержать следующие сведения:

а) дату, время и место составления поручения;

б) наименование структурного подразделения органа государственного контроля;

в) фамилию, имя, отчества (при наличии) должностного лица;

г) полное наименование экспертной организации;

д) дату, время и место проведения экспертизы;

е) задачу экспертизы и перечень поставленных перед экспертной организацией вопросов;

ж) срок проведения экспертизы;

з) подпись должностного лица.

67. Информация о проведении экспертизы доводится до сведения субъектов государственного контроля путем вручения копии поручения о проведении экспертизы.

68. При назначении и осуществлении экспертизы субъекты государственного контроля имеют право:

а) информировать должностное лицо органа государственного контроля о наличии конфликта интересов у субъекта государственного контроля и экспертной организации;

б) предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

в) знакомиться с заключением экспертной организации.

69. Экспертиза проводится по месту осуществления деятельности экспертной организации. Результаты экспертизы оформляются идентификационным заключением.

70. В случае если дата завершения экспертизы, установленная поручением о ее проведении,  превышает предусмотренную приказом органа государственного контроля дату окончания проверки, должностным лицом органа государственного контроля инициируется вопрос о продлении срока проведения проверки до даты завершения экспертизы. Решение органа государственного контроля о продлении срока проведения проверки в обязательном порядке доводится до субъекта государственного контроля, в отношении которого такая проверка проводится.

71. Результаты экспертизы фиксируются в акте проверки.

72. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

73. Контрольные действия, совершаемые в ходе документарной проверки, проводятся в порядке, установленном пунктами  46, 53, 55-61, 64-70 настоящих Правил с учетом следующих особенностей:

а) направление должностным лицом органа государственного контроля запросов и информации субъекту государственного контроля и получение соответствующих сведений должностным лицом органа государственного контроля от субъекта государственного контроля осуществляется с использованием электронных каналов взаимодействия либо в письменной форме путем почтовых отправлений;

б) при проведении экспертизы анализ экспертными организациями отобранных должностным лицом органа государственного контроля образцов продукции в целях проведения их исследований, испытаний и измерений не проводится;

74. По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

75. После завершения проверки должностным лицом органа государственного контроля оформляется акт проверки в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (иному должностному лицу, уполномоченному представителю) субъекта государственного контроля, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а другой представляется в орган государственного контроля.

В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или уполномоченных представителей таких лиц, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, находящемуся в органе государственного контроля.

76. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители субъекта государственного контроля вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений.

77. В случае невыполнения предписаний органа государственного контроля в установленные сроки субъект государственного контроля может быть привлечен к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

78. Должностные лица органов государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

79. Действия должностных лиц органов государственного контроля при проведении проверки не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется. Полученная в ходе проверки информация является информацией ограниченного доступа и на нее распространяется действие статьи 15 Федерального закона "Об экспортном контроле".

80. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

81. Субъекты государственного контроля, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:

а) решений о проведении контрольных мероприятий;

б) решений, принятых по результатам проверок, в том числе в части сроков исполнения этих решений;

в) иных решений органа государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.

82. Жалоба подается субъектом государственного контроля директору Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и его заместителям, руководителям территориальных органов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и их заместителям (далее - уполномоченные лица) в письменном виде или в электронном виде, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В случае подачи жалобы в электронном виде она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

83. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа.

84. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю или его заместителем.

Жалоба на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю рассматривается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю или его заместителем.

85. В случае обжалования решений, принятых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, жалоба рассматривается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

86. Жалоба может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда субъект государственного контроля узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

87. Жалоба на предписание может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения субъектом государственного контроля предписания.

88. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству субъекта государственного контроля, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.

89. Субъект государственного контроля, подавший жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

90. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

91. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

а) о приостановлении исполнения обжалуемого решения;

б) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Информация о принятом решении направляется субъекту государственного контроля, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

92. Жалоба должна содержать:

а) наименование органа государственного контроля, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

б) наименование субъекта государственного контроля, подавшего жалобу, сведения о его месте нахождения, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

в) сведения об обжалуемых решении органа государственного контроля и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав субъекта государственного контроля, подавшего жалобу;

г) основания и доводы, на основании которых субъект государственного контроля не согласен с решением органа государственного контроля и (или) действием (бездействием) должностного лица. Субъектом государственного контроля могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

д) требования субъекта государственного контроля, подавшего жалобу.

93. Жалоба не должна содержать оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа государственного контроля либо членов их семей.

94. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем субъекта государственного контроля в случае делегирования ему соответствующего права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

95. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней с момента получения жалобы, если:

а) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы;

б) до принятия решения по жалобе от субъекта государственного контроля, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

в) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

г) ранее уполномоченному на рассмотрение жалобы лицу была подана другая жалоба от того же субъекта государственного контроля по тем же основаниям;

д) нарушены требования, установленные пунктом 63 настоящих Правил.

96. Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение данного субъекта государственного контроля с жалобой по тому же предмету (за исключением отказа на основании подпункта "д" пункта 66 настоящих  Правил).

97. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах "б" - "д" пункта 95 настоящих Правил, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений органа государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.

98. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

99. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.

100. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо вправе запросить у субъекта государственного контроля, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Субъект государственного контроля вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента их получения уполномоченным на рассмотрение жалобы, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от субъекта государственного контроля дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

101. Не допускается запрашивать у субъекта государственного контроля, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении органа государственного контроля.

102. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на орган государственного контроля, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

103. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение полностью или частично;

3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

104. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется субъекту государственного контроля в письменном виде или в электронном виде, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

105. К ключевым показателям государственного контроля и их целевым значениям относятся:

а) доля устраненных нарушений обязательных требований от общего числа выявленных в ходе проведения государственного контроля нарушений обязательных требований в год - 75%;

б) доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) органа государственного контроля и (или) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля в год - 0%.