+ 1
- 1
Оценить:

Доклад

о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2021 год

 

Раздел 1.

 

Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней.

В соответствии с пунктом 12 указанного Положения и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" ФСТЭК России осуществляет полномочия по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ФСТЭК России как лицензирующего органа по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, составляют:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Налоговый Кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Федеральный закон N 99-ФЗ);

Федеральный закон от 26 декабря 2006 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации";

постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий";

постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных корпораций, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц".

Кроме того, деятельность ФСТЭК России по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля регулируется:

а) по технической защите конфиденциальной информации:

Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 134 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2017 г. N 47722);

Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 20 июля 2012 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2012 г. N 25142);

Перечнем технической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, установленных Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 (утвержден ФСТЭК России 12 августа 2020 г.);

Перечнем контрольно-измерительного и испытательного оборудования, средств контроля защищенности, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, установленных Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 (утвержден ФТЭК России 19 апреля 2017 г.);

б) по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации:

Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 133 (зарегистрирован Минюстом России 11 августа 2017 г. N 47757);

Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 20 июля 2012 г. N 90 (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2012 г. N 25138);

Перечнем технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для выполнения видов работ, установленных Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 (утвержден ФСТЭК России 12 августа 2020 г.);

Перечнем контрольно-измерительного и испытательного оборудования, программных (программно-технических) средств, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, установленных Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 (утвержден ФСТЭК России 27 июня 2019 г.).

В отчетном году  в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и во исполнение Плана-графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации указанного Федерального закона, от 1 сентября 2021 г. N 9280п-П36, ФСТЭК России обеспечено внесение изменений в положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Основными изменениями являются следующие.

В рамках развития реестровой модели в сфере лицензирования введены положения, согласно которым процедура переоформления лицензии заменяется внесением изменений в реестр лицензий, а также положения об оценке соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям.

Установлено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения жилого назначения, так как одним из лицензионных требований является создание в таких помещениях условий для обсуждения информации ограниченного доступа, использования автоматизированных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия, аттестованных или сертифицированных по требованиям безопасности информации.

Не допускается осуществление указанных видов деятельности иностранными юридическими лицами, поскольку эти виды деятельности относятся к области государственной безопасности. В настоящее время лицензии на данные виды деятельности имеют только российские юридические лица.

Заявление соискателя лицензии (лицензиата) и прилагаемые к нему документы представляются в ФСТЭК России непосредственно на бумажном носителе или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, поскольку прилагаемые к заявлению документы содержат информацию ограниченного доступа. В этой связи предусмотрено, что уведомление о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий также оформляется на бумажном носителе и в течение трёх рабочих дней вручается или направляется заявителю.

С учетом необходимости осуществления в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2021 г. N ДГ-П36-6134 оптимизации и автоматизации разрешительных режимов и на основании письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. N П36-58005 предусмотрено проведение только документарной оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

Установлено также, что выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности, не по месту их осуществления, указанному в реестрах лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.

Кроме того, ФСТЭК России разработаны приказы от 28 декабря 2021 г. N 206 "Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым ФСТЭК России проводит оценку соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации" и N 207 "Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым ФСТЭК России проводит оценку соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации" и зарегистрированы в Минюсте России (28 февраля 2022 г. N 67507, 67506 соответственно).

Указанные изменения вступили в силу с 1 марта 2022 г.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность лицензирующего органа и должностных лиц ФСТЭК России по осуществлению лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, конкретизирующие содержание лицензионных требований, являющихся объектом лицензионного контроля, и устанавливающие формы используемых при лицензировании документов позволяют ФСТЭК России эффективно осуществлять лицензирование деятельности как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Все нормативные правовые акты, а также методические документы по вопросам осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, за исключением документов ограниченного доступа, опубликованы на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.fstec.ru.

Необходимая справочная информация для физических и юридических лиц о порядке оказания ФСТЭК России государственных услуг по лицензированию указанных видов деятельности размещена также в федеральной государственной информационной системе "Портал государственных услуг" www.gosuslugi.ru.

 

Раздел 2.

 

Организация и осуществление лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

а) сведения об организационной структуре лицензирующего органа и о распределении полномочий между структурными подразделениями, осуществляющими лицензирование.

Руководство деятельностью ФСТЭК России по лицензированию осуществляет директор ФСТЭК России.

В состав лицензирующего органа входят заместитель директора ФСТЭК России, начальник управления ФСТЭК России, заместитель начальника управления ФСТЭК России и отдел лицензирования управления ФСТЭК России.

Лицензирующий орган осуществляет следующие полномочия:

осуществление лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;

предоставление в федеральную государственную информационную систему информации для проведения мониторинга и оценки эффективности лицензирования указанных видов деятельности;

утверждение форм заявлений соискателей лицензий (лицензиатов), а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов;

организация и проведение с участием управлений ФСТЭК России по федеральным округам государственного лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;

предоставление с участием управлений ФСТЭК России по федеральным округам заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Службы с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Отдел лицензирования осуществляет взаимодействие с:

подразделением документационного обеспечения Службы в части регистрации и учета прохождения поступающих заявлений и документов соискателей лицензий и лицензиатов, а также направляемых им уведомлений ФСТЭК России;

юридической службой ФСТЭК России, проводящей правовую экспертизу заявлений и документов соискателей лицензий и лицензиатов, нормативных правовых актов ФСТЭК России о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении действия и аннулировании лицензий;

структурным подразделением ФСТЭК России, к компетенции которого отнесено методическое руководство деятельностью по технической защите информации.

б) сведения об организации и осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности.

Предоставление Службой государственных услуг по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации в 2021 году осуществлялось в соответствии с указанными выше административными регламентами ФСТЭК России и включало следующие административные процедуры:

прием документов заявителя и их регистрация;

проверка правильности оформления и полноты документов заявителя;

формирование и направление межведомственных запросов;

предоставление (отказ в предоставлении) лицензии;

переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;

прекращение действия лицензии;

направление заявителю документов, подтверждающих предоставление государственной услуги;

исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Информация по вопросам лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, которые в электронном виде ведутся Службой) является открытой, за исключением информации ограниченного доступа. Доступ к содержащейся в реестрах лицензий общедоступной информации обеспечивается Службой посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Содержащиеся в реестрах лицензий данные получают статус открытых данных при внесении соответствующих записей в реестры.

Сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

ФСТЭК России в составе государственных услуг по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации в электронной форме обеспечиваются также возможность получения информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги и досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействий) ФСТЭК России, должностного лица ФСТЭК России либо государственного служащего ФСТЭК России в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".

Возможность выполнения данных действий ФСТЭК России реализована с использованием Портала государственных услуг и официального сайта Службы.

За отчетный период возможностью получения необходимой информации в электронной форме воспользовались 112 заявителей, в том числе по вопросам лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации – 87, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации – 25. На все поступившие вопросы даны исчерпывающие ответы в установленные административными регламентами ФСТЭК России сроки.

Случаев досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий) ФСТЭК России, должностного лица либо государственного служащего ФСТЭК России за отчетный период не отмечено.

в) сведения об организации межведомственного взаимодействия при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности, включая перечень запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия документов, в том числе о среднем сроке ответа на межведомственный запрос.

ФСТЭК России межведомственное взаимодействие при осуществлении лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляется при запросе в ФНС России сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представивших в ФСТЭК России заявления о лицензировании. Средний срок ответа на межведомственный запрос составляет 5 рабочих дней.

Кроме того, взаимодействие с ФНС России осуществляется при представлении сведений (с использованием электронного сервиса системы межведомственного электронного взаимодействия) о предоставленных, переоформленных ФСТЭК России лицензиях на указанные виды деятельности, а также сведений о лицензиях, действие которых прекращено. Время ответа на указанные межведомственные запросы в рабочее время не превышает 1 минуты.

г) сведения об организации взаимодействия в электронной форме с соискателями лицензий (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности.

ФСТЭК России взаимодействие в электронной форме с соискателями лицензий (лицензиатами) в рамках полномочий по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляется при направлении уведомлений ФСТЭК России о необходимости устранения в установленный срок нарушений лицензионных требованиям (в случае их выявления экспертной комиссией при рассмотрении заявлений о лицензировании и (или) прилагаемых к ним документов). Таким образом, заявителям предоставляется больше времени на изучение уведомлений и, при необходимости, получение консультации у специалистов ФСТЭК России.

д) сведения о проведении проверок соискателей лицензий (лицензиатов), в том числе проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора).

Плановые проверки в рамках отнесенного к компетенции ФСТЭК России лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении указанных видов деятельности в отчетном периоде осуществлялись в соответствии с согласованным с Главной военной прокуратурой Планом проведения ФСТЭК России плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам лицензионного контроля на 2021 год. При этом проверки совместно с другими органами государственного контроля (надзора) Службой не планировались и не проводились.

Всего в 2021 году ФСТЭК России проведены выездные проверки 25 организаций-лицензиатов. В деятельности 8 организаций выявлены нарушения лицензионных требований, основными из которых были низкая квалификация специалистов, а также отсутствие отдельного оборудования и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности. Организациям-лицензиатам были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Все нарушения устранены в установленные ФСТЭК России сроки.

е) сведения о квалификации работников, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и о мероприятиях по повышению квалификации этих работников.

Все работники отдела лицензирования управления ФСТЭК России, участвующие в осуществлении административных процедур по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, имеют высшее техническое образование и прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам технической защиты информации.

ж) сведения о способах проведения и показателях методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение ими нарушений лицензионных требований.

Методическая работа с лицензиатами, направленная на предотвращение нарушения ими лицензионных требований, организована и проводилась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, на 2021 год, утвержденной приказом ФСТЭК России 18 декабря 2020 г. N 152. При этом специалисты ФСТЭК России руководствовались Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680.

Мероприятия, предусмотренные Программой профилактики, проведены в полном объеме. Основными мероприятиями являются:

поддерживаются в актуальном состоянии перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (утверждены приказами ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 147 и 148 соответственно, размещены на официальном сайте Службы);

на регулярной основе проводится информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;

размещен на официальном сайте Службы Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2020 год, утвержденный приказом ФСТЭК России от 21 июня 2020 г. N 100;

управлениями ФСТЭК России по федеральным округам составлены и выданы 3 предостережения подконтрольным субъектам (лицензиатам) о недопустимости нарушения обязательных требований. Возражений в отношении указанных предостережений не поступило. Уведомления об исполнении предостережений в Службу поступили от всех подконтрольных субъектов своевременно.

Оценка удовлетворенности осуществления профилактической работы со стороны подконтрольных субъектов центральным аппаратом ФСТЭК России и управлениями ФСТЭК России по федеральным округам по итогам 2021 года проведена на основании анализа:

письменных обращений организаций и граждан по вопросам лицензирования отнесенных к компетенции ФСТЭК России лицензируемых видов деятельности и выполнения обязательных требований (подготовлено 270 ответов на обращения);

еженедельного консультирования (информирования) лицензиатов и соискателей лицензий ФСТЭК России по вопросам предоставления, переоформления, приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензий на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, проводимого еженедельно по вторникам и четвергам, в устной форме по телефону (всего проконсультированы и проинформированы более 700 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

результатов рабочих встреч с представителями организаций по разъяснению обязательных требований (проведено более 40 встреч);

итогов методических занятий по подготовке лицензиатов ФСТЭК России к плановым проверкам выполнения обязательных требований (проведено 25 занятий, в том числе с использованием видеоконференцсвязи).

итогов проведения управлениями ФСТЭК России по федеральным округам 7 методических сборов (в том числе с использованием видеоконференцсвязи) с участием работников контрольных органов, на которых одним из вопросов было рассмотрение хода и результатов профилактической работы.

С учетом результатов анализа профилактической работы в 2021 году разработана и приказом ФСТЭК России от 22 декабря 2021 г. N 205 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, на 2022 год.

Сведения по результатам осуществления лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за первое и второе полугодия 2021 года, подготовленные в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 1-лицензирование, утвержденной приказом Росстата от 30 марта 2012 г. N 103, размещены в Государственной автоматизированной информационной системе "Управление".

 

Раздел 3.

 

Организация деятельности по контролю за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию

Действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации передача полномочий по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации субъектам Российской Федерации не предусмотрена.

 

Раздел 4.

 

Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

За отчетный период ФСТЭК России достигнуты следующие значения показателей эффективности лицензирования:

4.1. В части лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации:

а) доля заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензии, полученных ФСТЭК России в электронной форме – 0 %;

б) доля заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензии, полученных ФСТЭК России на бумажном носителе – 100 %;

в) доля решений об отказе в предоставлении, переоформлении лицензии, отмененных судом – 0 %;

г) средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии – 38 рабочих дней;

д) доля заявлений о предоставлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки – 100 % от общего числа заявлений о предоставлении лицензии;

е) средний срок рассмотрения заявления о переоформлении лицензии:

в случае переименования лицензиата, изменения его организационно-правовой формы или места нахождения – 8 рабочих дней;

в случае включения в лицензию перечня видов работ (услуг), нового вида работ (услуг), изменения мест осуществления вида деятельности – 26 рабочих дней;

ж) доля заявлений о переоформлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки, от общего числа заявлений о переоформлении лицензии – 100 %;

з) доля заявлений ФСТЭК России, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа заявлений ФСТЭК, направленных в органы прокуратуры) – 0 %;

и) доля решений суда об удовлетворении заявлений ФСТЭК России об административном приостановлении деятельности лицензиата (в процентах от общего числа обращений ФСТЭК России в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лицензиатов) – 0 %;

к) доля решений суда об удовлетворении заявлений ФСТЭК России об аннулировании лицензии – 0 %;

л) доля проверок, проведенных ФСТЭК России, результаты которых признаны недействительными – 0 %;

м) доля проверок, проведенных ФСТЭК России с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления, которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания – 0 %;

н) доля лицензиатов, в отношении которых ФСТЭК России были проведены проверки (в процентах от общего количества лицензиатов) – 1,1 %;

о) среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период – 1;

п) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проверок) – 8,7 %;

р) количество грубых нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок лицензиатов – 0;

с) количество грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявленных по результатам проверок – 0;

т) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания – 0 %;

у) доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях – 0;

ф) отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов – 0;

x) средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) – 0;

ц) доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) – 0 %;

ч) доля нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по результатам проверок) – 0 %;

ш) доля лицензиатов, в деятельности которых выявлены нарушения по результатам проведения проверок (в процентах от общей численности проверенных лиц) – 8,7%; 

щ) доля решений, принятых лицензирующим органом по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия, а также о выдаче дубликата или копии лицензии и предоставленных заявителю в электронной форме (в процентах от общего количества заявлений) – 0 %.

4.2. В части лицензирования деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации:

а) доля заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, поступивших в ФСТЭК России в электронной форме – 0 %;

б) доля заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, поступивших в ФСТЭК России на бумажном носителе – 100 %;

в) доля решений об отказе в предоставлении, переоформлении лицензии, отмененных судом – 0 %;

г) средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии – 36 рабочих дней;

д) доля заявлений о предоставлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки, от общего числа заявлений о предоставлении лицензии – 100 %;

е) средний срок рассмотрения заявления о переоформлении лицензии:

в случае переименования лицензиата, изменения его организационно-правовой формы или места нахождения – 7 рабочих дней;

в случае включения в лицензию перечня видов работ, нового вида работ, изменения мест осуществления вида деятельности – 25 рабочих дней;

ж) доля заявлений о переоформлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки, от общего числа заявлений о переоформлении лицензии – 100 %;

з) доля заявлений ФСТЭК России, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа заявлений ФСТЭК России, направленных в органы прокуратуры) – 0 %;

и) доля решений суда об удовлетворении заявлений ФСТЭК России об административном приостановлении деятельности лицензиата (в процентах от общего числа обращений ФСТЭК России в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лицензиатов) – 0 %;

к) доля решений суда об удовлетворении заявлений ФСТЭК России об аннулировании лицензии – 0 %;

л) доля проверок, проведенных ФСТЭК России, результаты которых признаны недействительными – 0 %;

м) доля проверок, проведенных ФСТЭК России с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания – 0 %;

н) доля лицензиатов, в отношении которых ФСТЭК России были проведены проверки (в процентах от общего количества лицензиатов) – 1,5 %;

о) среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период – 1;

п) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проверок) – 0 %;

р) количество грубых нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок лицензиатов – 0;

с) количество грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявленных по результатам проверок – 0;

т) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания – 0 %;

у) доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях – 0 %;

ф) отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов – 0;

x) средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) – 0;

ц) доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) – 0 %;

ч) доля нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по результатам проверок) – 0 %;

ш) доля лицензиатов, в деятельности которых выявлены нарушения по результатам проведения проверок (в процентах от общей численности проверенных лиц) – 50 %;

щ) доля решений, принятых лицензирующим органом по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, прекращении действия, а также о выдаче дубликата или копии лицензии и предоставленных заявителю в электронной форме (в процентах от общего количества заявлений) – 0 %.

В 2021 году случаев причинения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований и действий ФСТЭК России, не выявлено.

Отказано в предоставлении, переоформлении лицензий 98 организациям. Наиболее распространенными причинами отказа в предоставлении, переоформлении лицензии являются отсутствие у соискателей лицензий (лицензиатов) необходимых для проведения работ (оказания услуг) по лицензируемому виду деятельности образования и (или) стажа работы у специалистов, оборудования, а также помещений в собственности или на ином законном основании.

Сведения об оспаривании в суде оснований и результатов проведения ФСТЭК России мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, сведения об оспаривании результатов рассмотрения заявлений лицензиатов отсутствуют.

 

Раздел 5.

 

Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

За отчетный период проведение ФСТЭК России работ по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществлялось в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом обеспечения перехода с 1 января 2021 г. на реестровую модель лицензирования.

Спланированные ФСТЭК России на 2022 год профилактические мероприятия и мероприятия лицензионного контроля позволяют обеспечить предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензиатами установленных обязательных требований, снижение административных и финансовых издержек лицензирующего органа и подконтрольных субъектов, а также прозрачность деятельности Службы.

Существующую систему лицензирования отнесенных к полномочиям ФСТЭК России лицензируемых видов деятельности целесообразно сохранить.

 

Приложения

 

Приложений нет.

 

Директор Федеральной службы

по техническому и экспортному контролю

В.Селин

14 марта 2022 г.