Печать
Просмотров: 427
+ 1
- 0
Оценить:

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 21 июня 2021 г. N 100

 

Обзор

правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2020 год

 

По итогам года количество подконтрольных субъектов – лицензиатов ФСТЭК России, осуществляющих деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее – ТЗКИ), составило 2568, по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее – разработка и производство СЗКИ) – 1190.

Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности проводились по двум основным направлениям: организация и проведение лицензионного контроля и соблюдение лицензиатами обязательных требований.

 

Организация и проведение лицензионного контроля

 

Всего в 2020 году проведены выездные проверки 5 организаций-лицензиатов из 32 запланированных. Остальные проверки перенесены на 2021 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В ходе подготовки предложений в проект ежегодного плана контроля ФСТЭК России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доработки указанных предложений по итогам рассмотрения в органах прокуратуры несоблюдения установленного порядка и сроков не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект указанного плана не возникало. При подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, что позволяет объективно оценить фактические условия осуществления лицензируемых видов деятельности и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.

Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.

Размещение сведений в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" о проводимом ФСТЭК России контроле за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ затруднений не вызывало. При этом территориальными органами ФСТЭК России использовались методические документы по подготовке проектов приказов о проведении проверок, актов проверок, внесению в реестр необходимой информации.

При организации и проведении проверок территориальными органами ФСТЭК России применяется принцип "комплексности" – одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех спланированных видов контроля.

Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема работ и услуг по лицензируемым видам деятельности. Затруднений в исчислении сроков проведения проверок, а также нарушений в их соблюдении не отмечено.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок не допущено.

Все акты проверок оформляются с ограничительной пометкой "для служебного пользования". К актам проверок прилагаются документы, содержащие сведения о наличии необходимой документации, производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, средств контроля защищенности информации, квалификации специалистов, привлекаемых к выполнению лицензируемых видов деятельности, а также о выполненных работах, оказанных услугах за период действия лицензии. В случае выявления нарушений к актам проверок приобщались также документы, подтверждающие факты нарушений.

Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в адрес центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России за отчетный период не поступило.

Административных правонарушений в ходе лицензионного контроля, влекущих за собой необходимость привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, за отчетный период не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, затруднений не вызывает.

Случаев проведения ФСТЭК России проверок в рамках лицензионного контроля, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к проверяющим должностным лицам применены меры дисциплинарной и административной ответственности, не имеется.

 

Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России обязательных требований

 

В отчетном периоде обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступило.

В ходе проведенных проверок в деятельности 2 организаций выявлены нарушения лицензионных требований и условий, которым были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, основными из которых были низкая квалификация специалистов, а также отсутствие отдельных образцов оборудования и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности. Все нарушения устранены в установленные ФСТЭК России сроки.

В качестве основных нарушений обязательных лицензионных требований по результатам проведенных проверок отмечены:

отсутствие в штате у лицензиата на основной работе согласно штатному расписанию руководителя и (или) уполномоченного руководить работами по лицензируемому виду деятельности лица и не менее двух инженерно-технических работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, прошедших, при необходимости, переподготовку и (или) повышение квалификации по технической защите конфиденциальной информации по согласованным ФСТЭК России образовательным программам (примерно 15 % всех отмеченных нарушений);

неполный комплект технической и (или) технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности (20 %);

истечение сроков действия поверки контрольно-измерительного оборудования, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, отсутствие документов, подтверждающих право на использование указанного оборудования, сертификатов соответствия и лицензий на право использования средств контроля защищенности информации от несанкционированного доступа (10 %);

несоответствие сведений в документах, разработанных на автоматизированные системы, реальным условиям их эксплуатации (15 %);

отсутствие помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и размещено (установлено) производственное и испытательное оборудование, необходимое для осуществления лицензируемого вида деятельности (10 %);

фактическое отсутствие системы производственного контроля, необходимой при осуществлении деятельности по разработке и производству СЗКИ (5 %);

прочие нарушения (около 15%).

Выявленные нарушения лицензиатами устранены в установленные ФСТЭК России сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании (информировании) по вопросам изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, разработке и производству СЗКИ, а также непосредственно в ходе проведения проверок.

Результаты лицензионного контроля в целом позволяют сделать вывод о том, что должностные лица лицензиатов ФСТЭК России в достаточной мере информированы по указанным вопросам.

Проблемных вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов не имелось.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" ФСТЭК России подготовлены и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1971 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" изменения, которые вносятся в Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 и в Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171.

Разработаны и утверждены приказами ФСТЭК России, изменения, которые внесены в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 133 и  в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденный приказом ФСТЭК России от 17 июля 2017 г. N 134.

Изменения связаны с внедрением "реестровой модели" предоставления государственных услуг и направлены на снижение материальных издержек соискателей лицензий и лицензиатов, затрачиваемых ими на проведение мероприятий, связанных с лицензированием.

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России в части лицензионного контроля не имеется.