+ 2
- 0
Оценить:
Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля
 
Государственный контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)
Российская Федерация
  Закон N 248-ФЗ Закон N 294-ФЗ

I

Общие сведения о виде и организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1 Наименование вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля    Государственный контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
2 Период осуществления вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля   С 01.01.2021 по 31.12.2021
3 наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля   Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183 "Об экспортном контроле", Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г.", Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2010 г. N 381 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1874 от 12 июня 2009 г.", Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 871 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.", Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 109 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г.", Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2017 г. N 484 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 г.",  Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. N 707 "О запрещении поставок Грузии продукции военного и двойного назначения", Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации",  постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 N 582 "Об утверждении правил организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов", постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030 "О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях", приказ ФСТЭК России от 17.05.2017 N 89 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль"
4 сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля  

Организационную структуру ФСТЭК России в части осуществления экспортного контроля составляют:

а) Управление экспортного контроля (подразделение центрального аппарата ФСТЭК России), г. Москва;

б) отделы экспортного контроля в Управлениях ФСТЭК России по федеральным округам (подразделения территориальных органов ФСТЭК России):

по Центральному федеральному округу, г. Москва;

по Северо-Западному федеральному округу, г. Санкт-Петербург;

по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам, г. Ростов-на-Дону;

по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород;

по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург;

по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск;

по Дальневосточному федеральному округу, г. Хабаровск.

Систему управления ФСТЭК России в сфере экспортного контроля образуют:

директор;

заместитель директора, в ведении которого находятся вопросы экспортного контроля;

начальник профильного подразделения центрального аппарата (Управления экспортного контроля) и его заместители;

руководители территориальных органов и их заместители (в соответствии с распределением служебных обязанностей);

начальники специализированных отделов (экспортного контроля) территориальных органов

5 о предмете вида контроля   Предметом государственного контроля является соблюдение российским участником внешнеэкономической деятельности требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля, а также условий и требований лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями и разрешений межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие контрольных списков (перечней)
6 об объектах вида контроля и организации их учёта   К объектам контроля относятся внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Их учёт осуществляется в соответствии с правилами, утверждёнными  постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 583 "О порядке учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля"
7 о ключевых показателях вида контроля и их целевых (плановых) значениях   Ключевые показатели результативности контрольной деятельности, их целевые (плановые) значения и отклонения значений в отношении ФСТЭК России не установлены
8 о программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и системе профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) (далее - профилактические мероприятия)   С целью управления рисками причинения вреда безопасности государства в ФСТЭК России планируются и осуществляются профилактические мероприятия. Ежегодно, приказами ФСТЭК России утверждается Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба). В 2021 году профилактические мероприятия выполнялись в соответствии с приказом ФСТЭК России от 17.12.2020 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2021 год". Систему профилактических мероприятий ФСТЭК России, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) составляют: а) информирование по вопросам соблюдения обязательных требований; б) размещение на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; в) обобщение правоприменительной практики; г) объявление предостережений; д) консультирование
9 о проведении информирования и иных видов профилактических мероприятий   Информирование российских участников внешнеэкономической деятельности об обязательных требованиях и оказание им методической помощи по выполнению обязательных требований осуществлялось в соответствии с Административным регламентом ФСТЭК России по предоставлению государственной услуги по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля (приказ ФСТЭК России от 06.02.2012  N 14). В  сети Интернет размещались нормативные правовые акты по вопросам экспортного контроля. Взаимодействие с российскими участниками ВЭД осуществлялось посредством интернет-технологий (официального сайта ФСТЭК России, средств электронной почты, государственных и ведомственных информационных систем), почтовых отправлений, личного приёма, телефонных переговоров, факса. Организовано совместно с другими заинтересованными ФОИВами 55 информационно-методических мероприятий с целью разъяснения требований экспортного контроля, в которых приняли участие представители 178 хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с продукцией двойного назначения. По вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности было проконсультировано средствами связи и при личном приёме 988 заинтересованных лиц. Количество посещений рубрик экспортного контроля официального сайта ФСТЭК России - 46773
10 о применении независимой оценки соблюдения обязательных требований   Применение независимой оценки соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля не предусмотрено
11 о системе контрольных (надзорных) мероприятий, основаниях их проведения, о контрольных (надзорных) действиях   Систему осуществляемых ФСТЭК России и её территориальными органами контрольных мероприятий составляют документарные и выездные проверки, мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами. К контрольным действиям относятся: осмотр, опрос, получение от контролируемых лиц письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, проведение экспертизы. Плановые контрольные мероприятия проводится не чаще одного раза в три года, в течение которых осуществлялись внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по следующим основаниям: а) истечение срока исполнения российским участником внешнеэкономической деятельности выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; б) поступление в орган государственного контроля: заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии или разрешения; обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников сведений, указывающих на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований лицензий или разрешений, предусмотренных Федеральным законом "Об экспортном контроле", если такие нарушения создают угрозу безопасности государства либо наносят ущерб его политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля; в) наличие приказа руководителя (заместителя руководителя) ФСТЭК России о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям
12 об осуществлении специальных режимов государственного контроля (надзора)   Осуществление специальных режимов государственного контроля законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля не предусмотрено
13 о системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям   Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля не предусмотрена
14 о межведомственном взаимодействии при осуществлении вида контроля   Межведомственное взаимодействие в рамках государственного контроля осуществлялось в целях повышения результативности и эффективности контрольной деятельности, получения оперативной информации по вопросам экспортного контроля, оценки состояния выполнения обязательных требований российскими участниками ВЭД, планирования контрольных мероприятий, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. С участием таможенных и правоохранительных органов проведено 18 плановых и 3 внеплановые проверки.
15 об информационных системах, применяемых при осуществлении вида контроля   ФГИС "Единый реестр проверок". Сведения о проведённых контрольных мероприятиях, выявленных нарушениях обязательных требований и принимаемых мерах по их устранению вносятся в базу данных, которая ведётся в электронном виде. Специализированной ведомственной информационной системой, позволяющей осуществлять автоматизированную обработку указанных сведений, ФСТЭК России не располагает
16 об организации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе:   Порядок досудебного обжалования решений ФСТЭК России, действий (бездействия) её должностных лиц определён Административным регламентом исполнения ФСТЭК России государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль
16.1. количество должностных лиц, осуществляющих рассмотрение жалоб   19 должностных лиц ФСТЭК России, в т.ч.: Директор ФСТЭК России, первый заместитель директора ФСТЭК России, начальник управления экспортного контроля и его заместители, руководители территориальных органов ФСТЭК России и их заместители
17 сведения об аттестации граждан, привлекаемых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля   Привлечение граждан к осуществляемому виду государственного контроля, а также их аттестация для указанных целей не предусмотрены
17.1. количество аттестованных граждан  
18 сведения о проведённой работе по аккредитации юридических лиц в качестве экспертных организаций, привлекаемых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля   Привлечение юридических лиц к осуществляемому виду государственного контроля, а также их аккредитация в качестве экспертных организаций для указанных целей не предусмотрены
18.1. количество аккредитованных ЮЛ  
    

II

Сведения об осуществлении вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля

19 выполнение плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий (доля проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий в процентах общего количества запланированных контрольных (надзорных) мероприятий)   100%
20 доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных контрольных (надзорных) мероприятий в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)   Законодательством в области экспортного контроля согласование внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не предусмотрено; для их проведения применяется уведомительный порядок. Направлено 3 уведомления (100%). Решений о незаконности проведения внеплановых выездных проверок от органов прокуратуры не было
21 доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий)   0%
22 доля контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий)   0%
23 доля контролируемых лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены контрольные (надзорные) мероприятия (в процентах общего количества контролируемых лиц, подлежащих государственному контролю (надзору), муниципальному контролю на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования   0,31%
24 среднее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отношении одного контролируемого лица   1
25 доля внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений,  с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий)   100%
26 доля внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий)  
27 доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий)   20,4%
28 доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых были выявлены правонарушения)   100%
29 доля контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)   100%
30 доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц)   20,4%
31 доля контролируемых лиц, при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных контролируемых лиц)  
32 количество случаев причинения контролируемыми лицами вреда (жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)  
33 доля выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений)   0%
34 отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)   По результатам проведения проверок наложено административных штрафов в 2021 году на сумму 669911,45 руб.; из них уплачено 122200 руб. (18,24%). Всего взыскано 2990348 руб. (446%) (с учётом уплаты наложенного в 2020 году штрафа)
35 средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей)   61
36 доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)   0%
37 показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчёт и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений   Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля, рассчитываемые и анализируемые на основании сведений ведомственных статистических наблюдений для ФСТЭК России не установлены
38 сведения, характеризующие выполненную в отчётный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям)   План проведения плановых проверок выполнен полностью. В I полугодии проведено 32 проверки (29 плановые, 3 внеплановые); выявлено 84 нарушения обязательных требований; в 8 случаях наложены административные штрафы; выдано 29 предписаний об устранении выявленных нарушений. Произведено 22 контрольных мероприятий, при которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами. Выявлено 16 нарушений обязательных требований, в 5 случаях наложены административные штрафы. C 91 участником внешнеэкономической деятельности проведено 22 учебно-информационных мероприятия, на которых присутствовали 335 чел. Услуги по информированию в различных формах предоставлены 132 организациям и 545 физическим лицам. Во II полугодии проведено 17 плановых проверок; выявлено 24 нарушения обязательных требований; в 1 случае наложен административный штраф. Произведено 15 контрольных мероприятий, при которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами. Выявлено 20 нарушений обязательных требований; в 11 случаях наложены административные штрафы. C 87 участниками внешнеэкономической деятельности проведено 33 учебно-информационных мероприятия, на которых присутствовали 931 чел. Услуги по информированию в различных формах предоставлены 46 организациям и 443 физическим лицам
39 сведения о результатах работы экспертов, специалистов и экспертных организаций, привлекаемых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля   Экспертные организации, эксперты и специалисты к выполнению мероприятий по контролю не привлекались
40 сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  
41 сведения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия (мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями)  

Контрольные мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами (мониторинг соблюдения обязательных требований) проводились на основании поступающих в рамках информационного обмена сведений от правоохранительных и таможенных органов (сведений от граждан, организаций и средств массовой информации не поступало). Всего проведено 37 контрольных мероприятий. В соответствии с полученной от указанных органов оперативной информацией, указывающей на признаки возможного несоблюдения установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с продукцией, подлежащей экспортному контрою, проводилась проверка её достоверности и наличия в действия контролируемых лиц нарушений обязательных требований. По результатам осуществления контрольных мероприятий, проведённых без взаимодействия с контролируемыми лицами, возбуждено 27 дел об административных правонарушениях в отношении 25 лиц, из них передано на рассмотрение по подсудности материалов по 9 делам, рассмотрено территориальными органами ФСТЭК России 18 дел. В 4 случаях дела об административных правонарушениях прекращены территориальными органами ФСТЭК России в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Составлено 23 протокола об административных правонарушениях, по ним: в 18 случаях наложены административные штрафы; в 2 случаях вынесены предупреждения; в 1 случае принято решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительности правонарушения; в 1 случае дело прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности; 1 дело передано в суд

42 сведения о количестве проведенных в отчётном периоде контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении субъектов малого предпринимательства   В отношении субъектов малого предпринимательства в 2021 году проверки не проводились
43  о результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц   Случаев досудебного обжалования не было. В 4 случаях решения контрольных органов и судов о наложении административных штрафов обжаловались контролируемыми лицами в судах, из них в 3 случаях суммы штрафов были снижены судами в два раза; в 1 случае в удовлетворении жалобы было отказано
44 о реализации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений   По результатам осуществления государственного контроля в 11 случаях (в отношении 10 организаций) приняты меры по пресечению выявленных нарушений обязательных требований. В 48 случаях выданы предписания об устранении последствий выявленных нарушений обязательных требований
45 о решениях контрольных (надзорных) органов   По результатам осуществления должностными лицами ФСТЭК России государственного контроля составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, выдано 48 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Наложено 11 административных штрафов на сумму 669,911 тыс. рублей. 
46 об исполнении решений контрольных (надзорных) органов   Все предписания, вынесенные должностными лицами ФСТЭК России по результатам осуществления государственного контроля, исполнены участниками внешнеэкономической деятельности в полном объёме. Общая сумма взысканных с участников внешнеэкономической деятельности штрафов составила 2990,348 тыс. рублей (с учётом штрафа, наложенного в 2020 году)
47 сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворённых судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)    Законность оснований для проведения контрольных мероприятий в судах не оспаривалась. В 4 случаях решения контрольных органов о наложении административных штрафов обжаловались контролируемыми лицами в судах, из них по 3 искам суммы штрафов были снижены судами в два раза; по 1 иску в удовлетворении жалобы было отказано  Типовым основанием для принятия судами решения о снижении размера штрафа явилось тяжёлое материальное положение истцов. В отношении должностных лиц ФСТЭК России и её территориальных органов меры реагирования не применялись
    

III

Сведения о результативности и эффективности

48 сведения об индикативных показателях вида контроля   Индикативные показатели в отношении государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля не устанавливались
49 сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей   Ключевые показатели результативности контрольной деятельности для ФСТЭК России не устанавливались
    

IV

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

50 сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчёте на объем исполненных в отчётный период контрольных функций)   В рамках бюджетных смет расходов центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России денежные средства на финансовое обеспечение исполнения функции по осуществлению государственного контроля (финансовые затраты) отдельной строкой не предусматриваются. Финансовые затраты на исполнение функции по осуществлению государственного контроля составили 3125 тыс. руб.  Поскольку типовая методика определения указанных финансовых затрат отсутствует, при их расчёте учитывались следующие расходы: денежное содержание государственных гражданских служащих во время участия в подготовке и проведении проверочных мероприятий; оплата суточных выплат при нахождении в командировках, связанных с проведением контрольных мероприятий вне мест постоянного места нахождения органа государственного контроля; оплата проезда к месту проведения проверки и обратно при проведении проверок вне мест нахождения органа государственного контроля; возмещение стоимости проживания при проведении проверок вне мест нахождения органа государственного контроля. Средний объём финансовых затрат на проведение одной проверки составил 63,78 тыс. рублей
51 данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности   Общая численность работников, выполняющих функции по контролю, составляет по штату 45 человек, фактически - 37. При этом наряду с контрольными функциями, указанные работники в соответствии с должностными регламентами, выполняют иные должностные обязанности
52 сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации  

Для замещения должности государственной гражданской службы к работникам, выполняющим функцию по государственному контролю, предъявляются следующие квалификационные требования:

наличие высшего профессионального образования; наличие профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей в установленной сфере деятельности. Профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих ФСТЭК России осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2021 г. N 395-р. В рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих на 2021 год, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2021 г. N 395-р, ФСТЭК России выделено на исполнение контрольной функции 303,2 тыс. руб., что в целом обеспечивает существующие потребности в подготовке и повышении квалификации сотрудников, осуществляющих функции государственного контроля

53 данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчётный период объёму функций по контролю   Среднее количество работников (проверяющих) в расчёте на одну проверку составило 2,8. При этом один работник принял участие в среднем в 3,9 проверок
54 численность экспертов, специалистов и представителей экспертных организаций, привлечённых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля   Эксперты, специалисты и представители экспертных организаций к осуществлению государственного контроля не привлекались
    

V

Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля

55 выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности   Итоги деятельности ФСТЭК России в 2021 году свидетельствуют о сохранении достигнутых уровней результативности и эффективности осуществляемого государственного контроля. По сравнению с 2019 годом (сравнение с 2020 годом в связи с введением ограничений на проведение контрольных мероприятий является некорректным) доля проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, к общему числу проверок увеличилась на 6%, что явилось следствием применения риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий. В результате профилактической работы возросло на 10,22% количество обращений участников внешнеэкономической деятельности в ФСТЭК России по вопросам получения разрешительных документов. Возросла доля документарных проверок в общем объёме плановых контрольных мероприятий, что позволило снизить административную нагрузку на бизнес и сократить материальные затраты на осуществление государственного контроля. Так, в 2019 году проведено 2 документарные проверки, в результате которых не было выявлено нарушений обязательных требований. В 2021 году проведено 8 документарных проверок, в результате которых  выявлено 27 нарушений обязательных требований, в т.ч. выдано 10 предписаний, наложен 1 административный штраф, материалы 1 дела об административном правонарушении направлены в суд. В связи с введением моратория на проведение в 2022 году плановых контрольных мероприятий определить показатели эффективности государственного контроля на текущий год не представляется возможным
56 предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности   В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации внести изменения, предусматривающие увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об экспортном контроле с 1 до 2 лет в связи с тем, что за схожие по составу нарушения таможенного законодательства установлен срок давности 2 года. Вместе с тем правонарушения в области экспортного контроля в отличие от нарушений таможенного законодательства имеют большую общественную опасность, поскольку связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства
57 иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности   Иных предложений, связанных с осуществлением государственного контроля и направленных на повышение эффективности такого контроля и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности не имеется

 

Первый заместитель директора ФСТЭК России

С.Якимов

14 марта 2022 г.