+ 0
- 1
Оценить:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

 

ПРИКАЗ

 

 от 26 июня 2019 г. N 127

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2018 ГОД

 

Во исполнение пункта 43 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и Порядка организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 «Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России», П Р И К А З Ы В А Ю:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2018 год.

 

Директор

Федеральной службы по техническому

и экспортному контролю

В.СЕЛИН

 

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 26 июня 2019 г. N 127

 

ОБЗОР

правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2018 год

 

Настоящий обзор подготовлен во исполнение пункта 43 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, приказа ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 «Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России» и содержит результаты обобщения и анализа реализации в 2018 году правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, полномочия на осуществление которой закреплены в Положении о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.

Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об экспортном контроле», указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее – товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 3200.

При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.

В 2018 году проверки соблюдения российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля проводились ФСТЭК России только в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, объектами проверок не являлись.

В ходе подготовки предложений в проект плана проведения контроля ФСТЭК России проверок российских участников ВЭД по вопросам соблюдения требований экспортного контроля на 2018 год и его доработки по результатам рассмотрения в органах прокуратуры фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана контроля не возникало.

При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана контроля включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки, что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъектам проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.

При этом всеми территориальными органами ФСТЭК России реализован принцип «комплексности» – одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех видов контроля.

Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.

В 2018 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 43 плановых выездных, 4 плановые документарные и 1 внеплановая выездная проверки. В общей сложности проведенными 48 проверками было охвачено 1,5% подконтрольных субъектов проверок.

По результатам проведенных проверок у 28 российских участников ВЭД (58,3% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Общее количество выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, составило 31. По 4 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, все они рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, в суды материалы не направлялись. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в двух случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы, в двух случаях принято решение о прекращении дел об административных правонарушениях. В 11 случаях в отношении выявленных правонарушений дела об административных правонарушениях не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Пять выявленных нарушений было устранено в ходе проводимых проверок. По двум нарушениям материалы были направлены в правоохранительные органы (по подведомственности) для принятия решений. По остальным выявленным нарушениям выданы предписания об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являются:

непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» является обязанностью российского участника ВЭД) – выявлено 17 нарушений;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля – выявлено 11 нарушений;

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений – выявлено 2 нарушения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 19 февраля 2018 г. N 31 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2018 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2018 году приняли участие в 36 семинарах и 16 консультационно-методических занятиях, организованных для российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило более 900 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России проведено более 1000 консультаций для российских участников ВЭД.

Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.

Представляется целесообразным:

внести изменения в часть 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность дифференциации наказания за совершенное правонарушение в зависимости от тяжести последствий его совершения и наличия смягчающих обстоятельств;

внести изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле с одного до двух лет (аналогичный срок предусмотрен за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле);

внести изменения в часть 2 статьи 23.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях от имени органов экспортного контроля начальниками структурных подразделений ФСТЭК России и начальниками структурных подразделений территориальных органов ФСТЭК России.

Других предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.

 

Начальник Управления

экспортного контроля

ФСТЭК России

А.Никольский