+ 2
- 0
Оценить:

Разовая лицензия выдаётся для осуществления поставки (передачи) контролируемых товаров и технологий в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на срок до 1 года. Разовая лицензия выдаётся как на экспорт, так и на импорт.

Генеральные лицензии, выдаются для осуществления внешнеэкономических операций с одним видом продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на определённое количество товара в определённые страны.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров (но не технологий).

Право получения генеральных лицензий имеют только аккредитованные российские участники внешнеэкономической деятельности, создавшие внутренние программы экспортного контроля.

В отличие от разовых лицензий, генеральные лицензии выдаются только на экспортные поставки.

На практике оформление генеральной лицензии занимает достаточно длительное время, особенно с учётом необходимости создания внутренней программы экспортного контроля.

Общий срок подготовки проектов решений о выдаче генеральных лицензий, их согласования и рассмотрения в Правительстве Российской Федерации может составлять до 60 дней.

Этапы лицензирования:

1. ФСТЭК России.

Регистрация представленных документов, проверка их комплектности, правильности оформления и соответствия установленным требованиям, полноты и достоверности содержащихся в них сведений;

2. Межведомственные экспертные группы.

Государственная экспертиза внешнеэкономической сделки (соблюдение международных обязательств России, обеспечение интересов государства, цель использования продукции и степень риска отвлечения, влияние сделки на безопасность и стабильность, наращивание военно-промышленного потенциала страны-получателя);

3. ФСТЭК России.

Принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии, оформление и выдача лицензии либо уведомления об отказе в выдаче лицензии.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации выдаётся:

на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в форме технических данных с целью временного использования на территории иностранного государства без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации; или

при реализации положений закона о всеобъемлющем контроле, т.е. когда российский участник внешнеэкономической деятельности имеет основания полагать, что предполагаемые к передаче иностранному лицу товары (технологии), не подпадающие под действие контрольных Списков, могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо российский участник ВЭД был уведомлён об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации и разовая лицензия выдаются на основании заключений государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в соответствии с правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2001 N 294 «Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

Задачей государственной экспертизы является определение соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными группами при ФСТЭК России, состоящими из представителей федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в компетенцию которых входит участие в проведении государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленный срок проведения государственной экспертизы составляет не более 30 дней. Учитывая сроки предварительной проверки и регистрации заявлений, сроки оформления разрешений Комиссии и разовых лицензий, общий срок рассмотрения должен составлять не более 45 дней.

В ходе проведения государственной экспертизы или согласования проекта решения Правительства Российской Федерации ФСТЭК России может затребовать дополнительную информацию, касающуюся внешнеэкономической операции, её участников или товаров (технологий). В этом случае сроки рассмотрения могут быть увеличены.

Процедура рассмотрения вопроса выдачи разрешений и лицензий начинается с представления в ФСТЭК России соответствующего комплекта документов.

Комплект документов может быть возвращён участнику внешнеэкономической деятельности из-за несоответствия требованиям. Такими требованиями являются полнота комплекта, правильность оформления, достоверность представленных документов.

Представляемые в комплекте копии документов должны быть заверены участником внешнеэкономической деятельности (нотариального заверения не требуется). При этом проставляется надпись; «Копия верна», отметка о местонахождении оригинала, проставляется печать организации ‒ участника внешнеэкономической деятельности и подпись уполномоченного лица. Документы, состоящие из нескольких страниц, прошиваются, указанные надписи, печать и подпись ставятся в месте крепления прошивки.

Копии документов на иностранном языке представляются с переводом на русский язык. Перевод заверяется участником внешнеэкономической деятельности проставлением надписи: «Перевод верен», печати организации и подписи руководителя предприятия или уполномоченного на это лица.

Заключение ФСТЭК России выдаётся в соответствии с административным регламентом, утверждённым приказом ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В ходе рассмотрения представленных участником ВЭД сведений и документов ФСТЭК России проводится идентификационная оценка вывозимого товара, принимается решение и оформляется заключение.

Заключение ФСВТС России об отнесении продукции, предполагаемой для ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации, к продукции военного назначения выдаётся в соответствии с Приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений».

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса выдачи разрешительных документов является работой государственных органов по оценке рисков возможного использования предметов внешнеэкономической операции в запрещённых целях. В связи с этим не имеет смысла предоставление в регулирующие органы с комплектом документов информации, указывающей на положение организации-заявителя в отрасли, важности конкретной внешнеэкономической операции для экономики предприятия или для развития отношений с конкретным государством и т.д.

Кроме разрешительных документов (разовых и генеральных лицензий и разрешений Комиссии по экспортному контролю) на практике существует ещё два документа, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти:

заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования;

заключение ФСВТС России об отнесении либо отказе в отнесении к продукции военного назначения.

Заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования представляет собой ответ на запрос участника внешнеэкономической деятельности и адресуется заявителю и таможенному органу, с выводом о непринадлежности продукции к категории контролируемых товаров и технологий, и возможности вывоза (передачи) без оформления разрешительных документов.

Заключения о непринадлежности продукции к контролируемым товарам и технологиям, и возможности вывоза (передачи) без оформления лицензии или разрешения выдаются ФСТЭК России на основании обращения российского участника внешнеэкономической деятельности.

Процедура представления и рассмотрения таких обращений установлена Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29, Регламент).

Для получения заключения заявитель направляет или представляет в ФСТЭК России письменное обращение с просьбой о выдаче заключения по образцу согласно приложению N 1 к Регламенту.

Основаниями для обращения являются:

направление органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие в заключении экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие у заявителя сомнений, связанных с возможностью использования экспортируемого товара для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В обращении указываются:

регистрационный (исходящий) номер обращения и дата;

наименование продукции и страны импортёра;

данные о конечном пользователе продукции (если они известны);

информация о целях и месте (стране) использования продукции;

информация о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление вывозимой/ввозимой продукции.

К обращению прилагаются следующие документы:

а) направление таможенного органа (при его наличии);

б) копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция;

в) сведения об изготовителе (разработчике) продукции;

г) документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения её идентификации (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.);

д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ‒ для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, ‒ для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно ‒ копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

е) документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая / ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

Представляемые копии документов должны быть заверены заявителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык.

Документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая/ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, подписываются (утверждаются, заверяются) руководителем организации, являющейся изготовителем (разработчиком) указанной продукции.

Как правило, ФСТЭК России оценивает правильность выводов и их обоснования организацией-заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых, при этом проводит собственную идентификационную оценку.

Напомним, что обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников внешнеэкономической деятельности Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Срок предоставления государственной услуги ФСТЭК России зависит, в первую очередь, от технической сложности продукции и полноты представленной информации, но, как правило, не превышает 15 рабочих дней.

Заключение оформляется в виде письма в адрес российского участника внешнеэкономической деятельности и таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление продукции. Подлинник заключения предъявляется при таможенном оформлении, а заверенная печатью ФСТЭК России ксерокопия заключения остаётся у участника ВЭД.

Заключение выдаётся на поставку продукции по конкретному договору конкретному иностранному получателю на конкретный срок. Заключение, срок действия которого истёк, продлению не подлежит.

Заключение подлежит переоформлению в случае:

а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

б) изменения наименования или места нахождения юридического лица;

в) изменения имени или места жительства физического лица;

г) изменения условий договора (контракта, соглашения), касающихся вывозимой / ввозимой (передаваемой) продукции, заявленных целей и места её использования, конечного пользователя.

Плата за рассмотрение и выдачу заключения не взимается.

Как известно, помимо контролируемой продукции двойного назначения нетарифному регулированию в России также подлежат:

продукция военного назначения;

гражданское оружие;

средства криптографии (включая те, которые не включены в контрольные списки объектов экспортного контроля);

некоторые иные категории продукции.

Выдачу лицензий или иных разрешений на вывоз из России или на ввоз в Россию указанных категорий продукции осуществляют различные государственные органы: ФСТЭК России, ФСВТС России, МВД России, ФСБ России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и другие.

В этой связи участнику ВЭД важно понимать, что заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования имеет силу только в части компетенции ФСТЭК России. Таможенные органы могут попросить участника ВЭД документально обосновать отсутствие необходимости применения мер нетарифного регулирования, находящихся в компетенции иных государственных органов.

Частой практической ситуацией является требование таможенного органа предоставить ФСВТС России о том, относится ли перемещаемый через границу товар к продукции военного назначения (ПВН).

Порядок выдачи таких заключений определён приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од «Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений» (зарегистрирован в Минюсте России и имеется в открытом доступе).

Указанные выше заключения выдаёт Управление экспортного контроля ФСВТС России, почтовый адрес: 115035, г. Москва, Овчинниковская набережная, 18/1.

Процедура проведения экспертизы Управлением экспортного контроля ФСВТС России осуществляется на бесплатной основе.

Для проведения экспертизы необходима техническая документация. Оптимальный вариант – технические условия (если они существуют). Для различных видов продукции допустимы различные виды документации. В целях идентификации продукции используются:

а) для товаров ‒ стандарты, технические условия, технические описания, паспорта, формуляры, фотографии, чертежи, схемы и т.п.;

б) для демилитаризованных вооружения и военной техники ‒ документы, подтверждающие факт проведения необходимого объёма работ по демилитаризации;

в) для транспортных средств ‒ копия сертификата типа транспортного средства;

г) для воздушных судов ‒ копия сертификата (свидетельства) о регистрации гражданского воздушного судна и (или) копия свидетельства эксплуатанта;

д) для ввозимых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств ‒ копия решения по выделению полос (номиналов) радиочастот и (или) копия разрешения на ввоз радиоэлектронных средств;

е) для документированной информации ‒ оригиналы или идентичные по содержанию копии книг, брошюр, карт, снимков, чертежей, схем и иных материальных носителей информации (в том числе электронных устройств, содержащих информацию в оцифрованном или ином виде);

ж) для информации, передаваемой в устной форме или с использованием технических средств, ‒ идентичная по содержанию информация на материальных носителях информации;

з) для работ и услуг ‒ технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания);

и) для результатов интеллектуальной деятельности ‒ документы, раскрывающие содержание результатов интеллектуальной деятельности, а также документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение этими результатами.

Заявитель вправе направлять в ФСВТС России любые иные сведения и документы, имеющие, по его мнению, значение для идентификации продукции.

Заключение ФСВТС России может быть выдано и иностранным лицам.

Важно! Заключения ФСВТС России может быть получено до заключения внешнеэкономической сделки без предоставления на экспертизу внешнеторгового контракта – но это возможно лишь для некоторой стандартной продукции. Но не всякую продукцию российское законодательство позволяет идентифицировать по критерию «военная / невоенная» без информации о её конечном применении.

Один из основных вопросов, возникающих у менеджмента организаций, осуществляющих внешнеэкономические операции, ‒ какова оптимальная последовательность подачи документов в различные государственные органы: таможня, ФСВТС России, ФСТЭК России, другие.

Практика показывает, что на этот вопрос нет универсального ответа.

Организациям, которые часто экспортируют (импортируют) продукцию определённой номенклатуры, целесообразно согласовать с таможней перечень тех заключений, которые таможне необходимы, и стремиться получать эти заключения (ФСВТС России, ФСТЭК России, и др.) заблаговременно – до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).