Кроме разрешительных документов (разовых и генеральных лицензий и разрешений Комиссии по экспортному контролю) на практике существует еще два документа, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти:
заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования;
заключение НЭП Минобороны России об отнесении либо отказе в отнесении к продукции военного назначения
Заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования представляет собой ответ на запрос участника внешнеэкономической деятельности и адресуется заявителю и таможенному органу, с выводом о непринадлежности продукции к категории контролируемых товаров и технологий и возможности вывоза (передачи) без оформления разрешительных документов.
Заключения о непринадлежности продукции к контролируемым товарам и технологиям и возможности вывоза (передачи) без оформления лицензии или разрешения выдаются ФСТЭК России на основании обращения российского участника внешнеэкономической деятельности.
Процедура представления и рассмотрения таких обращений установлена Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29).
Для получения заключения заявитель направляет или представляет в ФСТЭК России письменное обращение с просьбой о выдаче заключения по образцу согласно приложению N 1 к Регламенту (см. Приложения).
Основаниями для обращения являются:
направление органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;
наличие в заключении экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;
наличие у заявителя сомнений, связанных с возможностью использования экспортируемого товара для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.
В обращении указываются:
регистрационный (исходящий) номер обращения и дата;
наименование продукции и страны импортера;
данные о конечном пользователе продукции (если они известны);
информация о целях и месте (стране) использования продукции;
информация о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление вывозимой/ввозимой продукции.
К обращению прилагаются следующие документы:
а) направление таможенного органа (при его наличии);
б) копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция;
в) сведения об изготовителе (разработчике) продукции;
г) документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения ее идентификации (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.);
д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, - для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно - копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
е) документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая / ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.
Представляемые копии документов должны быть заверены заявителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык.
Документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая/ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, подписываются (утверждаются, заверяются) руководителем организации, являющейся изготовителем (разработчиком) указанной продукции.
Как правило, ФСТЭК России оценивает правильность выводов и их обоснования организацией-заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых. При этом ФСТЭК России проводит собственную идентификационную оценку с оформлением технической справки и заключения по форме Административного регламента (приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 N 29).
Напомним, что обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников внешнеэкономической деятельности Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (посл.изм.01.12.2007).
Срок рассмотрения представленных документов во ФСТЭК России зависит, в первую очередь, от технической сложности продукции и полноты представленной информации, но, как правило, не превышает 30 дней.
Заключение оформляется в виде письма в адрес российского участника внешнеэкономической деятельности и таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление продукции. Подлинник заключения предъявляется при таможенном оформлении, а заверенная печатью ФСТЭК России ксерокопия заключения остается у участника ВЭД.
Заключение выдается на поставку продукции по конкретному договору конкретному иностранному получателю. Заключение действует в течение года со дня его выдачи. Заключение, срок действия которого истек, продлению не подлежит.
Заключение подлежит переоформлению в случае:
а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;
б) изменения наименования или места нахождения юридического лица;
в) изменения имени или места жительства физического лица;
г) изменения условий договора (контракта, соглашения), касающихся вывозимой / ввозимой (передаваемой) продукции, заявленных целей и места ее использования, конечного пользователя.
Плата за рассмотрение и выдачу заключения не взимается.
Как известно, помимо контролируемой продукции двойного назначения нетарифному регулированию в России также подлежат:
продукция военного назначения;
гражданское оружие;
средства криптографии (включая те, которые не включены в контрольные списки объектов экспортного контроля);
некоторые иные категории продукции.
Выдачу лицензий или иных разрешений на вывоз из России или на ввоз в Россию указанных категорий продукции осуществляют различные государственные органы: ФСТЭК России, ФСВТС России, МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития и другие.
В этой связи участнику ВЭД важно понимать, что заключение ФСТЭК о применении мер нетарифного регулирования имеет силу только в части нетарифного регулирования, осуществляемого ФСТЭК. Таможенные органы могут попросить участника ВЭД документально обосновать отсутствие необходимости применения мер нетарифного регулирования, находящихся в компетенции иных государственных органов.
Частой практической ситуацией является требование таможенного органа предоставить заключение Минобороны России о том, относится ли перемещаемый через границу товар к продукции военного назначения (ПВН) - заключение Минобороны России об отнесении либо отказе в отнесении ввозимой или вывозимой продукции к продукции военного назначения.
Порядок выдачи таких заключений определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения" (зарегистрирован в Минюсте России и имеется в открытом доступе).
Указанные выше заключения выдает Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации (сокращенно – НЭП Минобороны России, почтовый адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, дом 19).
НЭП Минобороны России выдает заключения после рассмотрения следующего комплекта документов:
формализованный запрос заявителя;
спецификация продукции в двух экземплярах;
контракт (договор или иной документ), являющийся основанием для вывоза или ввоза продукции;
документы, позволяющие идентифицировать продукцию (технические условия или иная техническая документация);
справка аккредитованного в организации-заявителе военного представительства Министерства обороны (при наличии такого представительства);
копия учредительного документа заявителя - юридического лица (для юридических лиц, оформляющих запрос впервые, а также в случае внесения изменений в учредительные документы, представленные в Министерство обороны ранее) или копия документа, признаваемого Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность, для заявителя - физического лица;
доверенность на право ведения дел с Министерством обороны (при назначении заявителем доверенного лица).
Процедура проведения экспертизы Министерством Обороны России осуществляется на бесплатной основе.
Нормативный срок поведения экспертизы – 5 рабочих дней. Реальный срок зависит от объема экспертизы и текущей загрузки экспертов НЭП Минобороны России.
Для проведения экспертизы необходима техническая документация Оптимальный вариант – технические условия (если они существуют). Для различных видов продукции допустимы различные виды документации. В целях идентификации продукции используются:
а) для товаров - стандарты, технические условия, технические описания, паспорта, формуляры, фотографии, чертежи, схемы и т.п.;
б) для демилитаризованных вооружения и военной техники - документы, подтверждающие факт проведения необходимого объема работ по демилитаризации;
в) для транспортных средств - копия сертификата типа транспортного средства;
г) для воздушных судов - копия сертификата (свидетельства) о регистрации гражданского воздушного судна и (или) копия свидетельства эксплуатанта;
д) для ввозимых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств - копия решения по выделению полос (номиналов) радиочастот и (или) копия разрешения на ввоз радиоэлектронных средств;
е) для документированной информации - оригиналы или идентичные по содержанию копии книг, брошюр, карт, снимков, чертежей, схем и иных материальных носителей информации (в том числе электронных устройств, содержащих информацию в оцифрованном или ином виде);
ж) для информации, передаваемой в устной форме или с использованием технических средств, - идентичная по содержанию информация на материальных носителях информации;
з) для работ и услуг - технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания);
и) для результатов интеллектуальной деятельности - документы, раскрывающие содержание результатов интеллектуальной деятельности, а также документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение этими результатами.
Заявитель вправе направлять в Министерство обороны любые иные сведения и документы, имеющие, по его мнению, значение для идентификации продукции.
Заключения НЭП Минобороны России может быть выдано и иностранным лицам.
Важно! Заключения НЭП Минобороны России может быть получено до заключения внешнеэкономической сделки без предоставления на экспертизу внешнеторгового контракта – но это возможно лишь для некоторой стандартной продукции. Но не всякую продукцию российское законодательство позволяет идентифицировать по критерию "военная / невоенная" без информации о ее конечном применении.
Один из основных вопросов, возникающих у менеджмента организаций, осуществляющих внешнеэкономические операции, - какова оптимальная последовательность подачи документов в различные государственные органы: таможня, Минобороны России, ФСТЭК России, другие?
Практика показывает, что на этот вопрос нет универсального ответа.
Организациям, которые часто экспортируют (импортируют) продукцию определенной номенклатуры, целесообразно согласовать с таможней перечень тех заключений, которые таможне необходимы, и стремиться получать эти заключения (Минобороны России, ФСТЭК России, и др.) заблаговременно – до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).