+ 9
- 5
Оценить:

Кроме разрешительных документов (генеральных и разовых лицензий ФСТЭК России, разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации) на практике существует иные документы, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти, например:

идентификационное заключение ФСТЭК России;

заключение ФСВТС России об отнесении продукции, предполагаемой для ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации, к продукции военного назначения.

Идентификационное заключение ФСТЭК России представляет собой ответ на запрос (обращение) участника внешнеэкономической деятельности и адресуется заявителю и таможенному органу, с выводом о непринадлежности продукции к категории контролируемых товаров, технологий и возможности вывоза (передачи) без оформления разрешительных документов (генеральных и разовых лицензий ФСТЭК России, разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации).

Процедура представления и рассмотрения таких обращений установлена Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по идентификации контролируемых товаров и технологий и выдаче идентификационных заключений и (приказ ФСТЭК России от 30.10.2018 N 193, Регламент).

Для получения заключения заявитель направляет или представляет в ФСТЭК России письменное заявление о выдаче заключения по образцу согласно приложению N 1 к Регламенту.

Основаниями для обращения являются:

направление органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие в заключении экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

наличие у заявителя сомнений, связанных с возможностью использования экспортируемого товара для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В обращении указываются:

регистрационный (исходящий) номер обращения и дата;

наименование продукции и страны импортёра;

данные о конечном пользователе продукции (если они известны);

информация о целях и месте (стране) использования продукции;

информация о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление вывозимой/ввозимой продукции.

К обращению прилагаются следующие документы:

а) направление таможенного органа (при его наличии);

б) копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция;

в) сведения об изготовителе (разработчике) продукции;

г) документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения ее идентификации (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.);

д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ? для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, ? для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно ? копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

е) документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая / ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

Представляемые копии документов должны быть заверены заявителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык. Документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая/ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, подписываются (утверждаются, заверяются) руководителем организации, являющейся изготовителем (разработчиком) указанной продукции.

Как правило, ФСТЭК России оценивает правильность выводов и их обоснованность заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых. При этом ФСТЭК России проводит собственную идентификационную оценку с оформлением идентификационного заключения по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06. 2016 N 565.

Напомнинаем, что обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников внешнеэкономической деятельности Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

Срок предоставления идентификационного заключения зависит, в первую очередь, от технической сложности товара (продукции, предмета внешнеэкономической сделки) и полноты представленной информации, документов, но, как правило, не превышает 15 дней.

Подлинник заключения адресуется российскому участнику внешнеэкономической деятельности для представления в таможенный орган, в котором будет проводиться таможенное оформление, а сведения по данному заключению направляются в таможенную базу данных.

Заключение выдаётся на поставку товара по конкретному договору конкретному иностранному получателю. Заключение действует в течение указанного в нём срока с даты выдачи. Заключение, срок действия которого истёк, продлению, как правило, не подлежит.

Заключение подлежит переоформлению в случае:

а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

б) изменения наименования или места нахождения юридического лица;

в) изменения имени или места жительства физического лица;

г) изменения условий договора (контракта, соглашения), касающихся вывозимой / ввозимой (передаваемой) продукции, заявленных целей и места её использования, конечного пользователя.

Плата за рассмотрение и выдачу заключения не взимается.

Как известно, помимо контролируемой продукции двойного назначения регулированию в России также подлежат:

продукция военного назначения;

гражданское оружие;

средства криптографии (включая те, которые не включены в контрольные списки объектов экспортного контроля);

некоторые иные категории продукции.

Выдачу лицензий или иных разрешений на вывоз из России или на ввоз в Россию указанных категорий продукции осуществляют различные государственные органы: ФСТЭК России, ФСВТС России, МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития и другие.

В этой связи участнику ВЭД важно понимать, что идентификационное заключение ФСТЭК России имеет силу только в части компетенции ФСТЭК России ? экспортного контроля. Таможенные органы могут запросить участника ВЭД документально обосновать отсутствие необходимости применения иных мер регулирования, находящихся в компетенции других государственных органов.

Часто на практике таможенные органы просят предоставить заключение ФСВТС России о том, относится ли перемещаемый через границу товар к продукции военного назначения.

Порядок выдачи таких заключений определён приказом ФСВТС России от 13.03.2015 N 20-од "Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений" (зарегистрирован в Минюсте России и имеется в открытом доступе).

Указанные выше заключения выдаёт Управление экспортного контроля ФСВТС России (115035, г. Москва, Овчинниковская набережная, дом 18, корп. 1;  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.) в течение 20 рабочих дней по результатам рассмотрения следующего комплекта документов:

1) перечень продукции, подлежащей идентификации;

2) копия документа, в соответствии с которым продукция ввозится в Российскую Федерацию и (или) вывозится из Российской Федерации (договор, контракт, соглашение, инвойс), или документ, в соответствии с которым заявителю необходимо получить заключение (приказ, поручение, решение, протокол, приглашение для участия в выставке), если такой документ ранее не направлялся заявителем в ФСВТС России, в том числе в рамках процедуры учёта и регистрации внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

3) копии документов, позволяющих идентифицировать (определить назначение и (или) область применения) продукцию:

а) для изделий ? технические задания, технические условия, стандарты, технические описания, паспорта, формуляры, официально изданные каталоги, фотографии, чертежи, схемы;

б) для изделий, полученных в ходе демилитаризации (утилизации) продукции военного назначения, ? документы, подтверждающие проведение требуемого объёма работ по демилитаризации (утилизации) и полномочия организации, выполнившей работы по демилитаризации (утилизации), на проведение данных работ;

в) для транспортных средств ? сертификаты типа транспортных средств;

г) для воздушных судов ? сертификаты (свидетельства) о регистрации гражданских воздушных судов;

д) для изделий, имеющих культурную ценность, в том числе для антикварного оружия, ? заключения историко-искусствоведческой экспертизы;

е) для документированной или устной информации ? идентичная по содержанию информация на материальных носителях;

ж) для работ и услуг ? технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания);

з) для продукции, используемой в целях обеспечения производства, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции военного назначения, ? документы, подтверждающие гражданское (общепромышленное) назначение продукции или ее изготовление для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям;

и) для продукции, которая непригодна для использования по первоначальному назначению и (или) которая не может быть восстановлена для использования по первоначальному назначению, ? заключения уполномоченных экспертных организаций, подтверждающие соответствующее состояние продукции.

Заключение ФСВТС России может быть получено до заключения внешнеэкономической сделки и без предоставления на экспертизу внешнеторгового контракта – но это возможно лишь для некоторой стандартной продукции. Но не всякую продукцию российское законодательство позволяет идентифицировать по критерию "военная / невоенная" без информации о её конечном применении.

Один из основных вопросов, возникающих у российских экспортёров, ? какова оптимальная последовательность подачи документов в различные государственные органы: ФТС России, ФСВТС России, ФСТЭК России, другие?

Практика показывает, что на этот вопрос нет универсального ответа.

Организациям, которые часто экспортируют (импортируют) продукцию определённой номенклатуры, целесообразно согласовывать с таможенными органами перечень требуемых заключений и и стремиться получать их от контролирующих (надзирающих) органов заблаговременно – до подачи грузовой таможенной декларации.