+ 5
- 2
Оценить:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

 

ПРИКА3

от 17 июня 2018 г. N 122

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА 2017 ГОД

 

В соответствии с Порядком организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденным приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России", П Р И К А З Ы В А Ю:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2017 год.

 

Директор Федеральной службы

 по техническому и экспортному контролю

В.СЕЛИН

 

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 17 июля 2018 г. N 122

 

Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации за 2017 год

 

Количество подконтрольных субъектов – лицензиатов ФСТЭК России, осуществляющих деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее – ТЗКИ) и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее – разработка и производство СЗКИ), составляет 2152, количество предоставленных им лицензий – 3221, в том числе по ТЗКИ – 2185, по разработке и производству СЗКИ – 1036.

Обобщение и анализ правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ проводились по двум основным направлениям:

организация и проведение лицензионного контроля;

соблюдение лицензиатами обязательных требований.

 

Организация и проведение лицензионного контроля

 

В 2017 году плановые проверки в рамках федерального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и разработке и производству СЗКИ проведены в отношении 24 подконтрольных субъектов (около 1,1 % от общего числа лицензиатов). Внеплановые проверки не проводились.

Количество лицензиатов, по результатам проверки которых выявлены нарушения обязательных требований, – 12, что составляет 50 % от общего числа проверенных организаций (в 2016 году – 9%).

Значительный рост числа выявленных за отчетный период нарушений обусловлен вступлением в силу в 2017 году новых лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ, введенных в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 541 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", а также актуализацией перечней необходимого для осуществления лицензируемых видов деятельности оборудования.

В ходе подготовки предложений в проект плана контроля ФСТЭК России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, доработки указанных предложений по итогам рассмотрения в органах прокуратуры несоблюдения установленного порядка и сроков не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в указанные проекты планов контроля не возникало.

Оснований для проведения внеплановых проверок лицензиатов, в отношении которых требуется согласование с органами прокуратуры, за отчетный период не имелось.

С учетом использования в деятельности территориальных органов ФСТЭК России в 2017 году методических документов, определяющих типовые сведения для использования при подготовке проектов приказов о проведении проверок, актов проверок и внесении информации в единый реестр проверок в части контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по ТЗКИ и по разработке и производству СЗКИ, разработка, издание приказов о проведении проверок, их содержание, внесение сведений в ФГИС "Единый реестр проверок" затруднений не вызывали.

При подготовке плана контроля предпочтение отдано выездной форме проверок, что позволяет оценить реально созданные условия осуществления лицензируемых видов деятельности в организации-лицензиате и подтвердить достоверность представляемой в лицензирующий орган информации.

При организации и проведении проверок территориальными органами ФСТЭК России реализован принцип "комплексности" – одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех спланированных видов контроля.

Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от количества видов работ и услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности. Затруднений в исчислении сроков, а также нарушений в их соблюдении не отмечено.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не допущено.

Все акты лицензионного контроля оформляются с ограничительной пометкой "для служебного пользования". При оформлении результатов проверок к актам лицензионного контроля прилагаются документы, содержащие сведения о наличии необходимой документации, производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, средств контроля защищенности информации, квалификации специалистов, привлекаемых к выполнению лицензируемых видов деятельности, а также о выполненных работах, оказанных услугах за период действия лицензии. В случае выявления нарушений к актам лицензионного контроля приобщаются документы, подтверждающие факты нарушений.

Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в адрес центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России за отчетный период не поступило.

Административных правонарушений в ходе лицензионного контроля, влекущих за собой необходимость привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, за отчетный период не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, затруднений не вызывает.

 

Соблюдение лицензиатами ФСТЭК России обязательных требований

 

Обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатами обязательных требований в центральный аппарат и территориальные органы ФСТЭК России не поступало.

Случаев проведения ФСТЭК России проверок в рамках лицензионного контроля, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к проверяющим должностным лицам применены меры дисциплинарной и административной ответственности, не имеется.

По результатам проведенных проверок в качестве типичных нарушений обязательных лицензионных требований отмечены:

отсутствие в штате у лицензиата на основной работе согласно штатному расписанию руководителя и (или) уполномоченного руководить работами по лицензируемому виду деятельности лица и не менее двух инженерно-технических работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, прошедших, при необходимости, переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

отсутствие помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для размещения работников, обсуждения информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и размещено (установлено) производственное и испытательное оборудование, необходимое для осуществления лицензируемого вида деятельности;

истечение сроков действия поверки контрольно-измерительного оборудования, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, отсутствие документов, подтверждающих право на использование указанного оборудования, сертификатов соответствия и лицензий на право использования средств контроля защищенности информации от несанкционированного доступа;

несоответствие сведений в документах, разработанных на автоматизированные системы, реальным условиям их эксплуатации;

фактическое отсутствие системы производственного контроля;

неполный комплект технической и (или) технологической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для осуществления лицензируемых видов деятельности.

Выявленные нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устранены в установленные сроки.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях при осуществлении лицензируемых видов деятельности, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе методических сборов, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, доведении до лицензиатов изменений в законодательстве Российской Федерации в области лицензирования деятельности по ТЗКИ, разработке и производству СЗКИ, а также при проведении проверок.

Проведенная работа по лицензионному контролю показывает, что должностные лица организаций-лицензиатов в достаточной мере информированы по указанным вопросам.

Проблемных вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не имелось.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России (в рамках лицензионного контроля) не имеется.