+ 8
- 3
Оценить:

Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий является важным элементом экспортного контроля, основной задачей которой является установление принадлежности товара или технологии, являющихся объектами внешнеэкономических операций, к подлежащим экспортному контролю.

К продукции, подлежащей экспортному контролю, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ (далее – Федеральный закон) относится сырьё, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Всё вышеперечисленное включено в российские национальные контрольные списки, утверждённые постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности;

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с правом Евразийского экономического союза, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;

осуществление государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Статьёй 24 Федерального закона установлено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация. Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится экспертной организацией в рамках независимой идентификационной экспертизы.

Независимая идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

является ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;

допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).

Правилами проведения идентификации контролируемых товаров и технологий определён порядок проведения независимой идентификационной экспертизы, в ходе которого:

определяется принадлежность объекта экспертизы (или его основных компонентов) одному или нескольким контрольным спискам;

проводится сравнительный анализ контролируемых технических, эксплуатационных параметров и характеристик объектов экспертизы, а  также целей использования со значениями и целями, указанными в контрольных списках;

устанавливается возможность применения объекта экспертизы (или его компонентов) в гражданских или военных целях;

проверяется цель конечного использования объекта экспертизы для оценки надежности импортера и конечного пользователя.

Независимая идентификационная экспертиза проводится в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

входят в перечень представленных в контрольных списках товаров по своему общетехническому наименованию;

не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

 

Правовая база независимой идентификационной экспертизы

 

Основу правовой базы независимой идентификационной экспертизы составляют следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ;

2. Указы Президента Российской Федерации:

"О комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" от 25 апреля 2005 г. N 468;

 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий" от 27 марта 1992 г. N 312;

"О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН N 1718 от 14 октября 2006 г.;

"О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН N 665 от 27 мая 2007 г.;

3. Постановления Правительства Российской Федерации:

"О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" от 21 июня 2001 г. N 477;

"О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях" от 11 октября 1993 г. N 1030;

"Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" от 15 декабря 2000 г. N 973;

 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки" от 15 августа 2005 г. N 517;

"О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения" от 21 июня 2016 г. N 565;

"Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" от 19 июля 2022 г. N 1299;

"Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" от 16 июля 2022 г. N 1286;

"Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" от 16 июля 2022 г. N 1284;

"Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль"  от 16 июля 2022 г. N 1285;

"Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" от 16 июля 2022 г. N 1287;

"Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" от 16 июля 2022 г. N 1288;

"Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия" от 24 сентября 2001 г. N 686;

"Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий" от 29 августа 2001 г. N 634;

"Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" от 14 июня 2001 г. N 462;

"Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" от 7 июня 2001 г. N 447;

"Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия" от 16 апреля 2001 г. N 296;

"Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" от 15 декабря 2000 г. N 973.

 

Роль и место экспертных организаций

 

Среди российских участников внешнеэкономической деятельности, присутствуют организации – посредники, не являющиеся разработчиками или производителями экспортируемых товаров или технологий, и не имеющие в полном объёме, как необходимой технической и конструкторской документации, международных и российских стандартов, так и знаний о назначении экспортируемых товаров и технологий и их функциональных особенностях; ошибки, сделанные ими при самостоятельном проведении независимой идентификационной экспертизы весьма вероятны. В связи с этим, статьёй 24 Федерального закона предусмотрено, что российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несёт экспертная организация.

Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится экспертной организацией при проведении  независимой идентификационной экспертизы, в порядке определенным постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения" от 21 июня 2016 г. N 565.

Основным назначением экспертной организации являются:

установление принадлежности экспортируемого товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю;

снижение риска несанкционированного экспорта российскими участниками внешнеэкономической деятельности контролируемых товаров и технологий.

С этой целью экспертная организация должна установить:

общепринятое торговое (техническое) наименование объекта экспертизы, его специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д., применительно к терминологии, указанной в контрольных списках;

к какой области науки и техники относится экспортируемая продукция (машиностроение, металлургия, химия, микробиология, медицина, вычислительная техника и т.д.);

является ли объект, в отношении которого проводится экспертиза, сырьём, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией (прибором, агрегатом, оборудованием и т.д.), технологией, программным продуктом, работой или услугой;

соответствует ли название объекта экспертизы и его характеристики товару или технологии, представленному в одном из контрольных списков;

соответствуют ли цели, назначение и возможное использование товара, целям назначению и использованию, указанным конечным пользователем;

код ТНВЭД;

соответствие объекта экспертизы заявляемым характеристикам и техническому описанию на него;

физический и химический состав объекта экспертизы, количественное соотношение и содержание компонентов в нём, марку сорт, тип модель;

позиции контрольных списков, а также иные нормативные акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает объект экспертизы.

Экспертиза проводится экспертными организациями не только по обращениям российских участников внешнеэкономической деятельности, но и по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного, предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также таможенными, правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.

В случае предоставления экспертной организацией заведомо недостоверных сведений по результатам экспертизы, проводящие экспертизу лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Убытки, причинённые заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

Порядок получения экспертными организациями (организация-заявитель) специального разрешения на проведение независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля определяется соответствующими Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001г. N 477 (далее – Правила).

В соответствии с Правилами организация-заявитель, желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предоставляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю:

письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации-заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;

копии уставных (учредительных), регистрационных, бухгалтерских и иных необходимых документов и справок. Кроме того организация-заявитель должна разработать и представить следующие инструктивно-методические документы, регламентирующие проведение экспертизы:

перечень документов, представляемый организацией-заявителем;

методика проведения экспертизы;

распределение штатных экспертов по позициям и разделам контрольных списков, а также договора, контракты или иные документы, заключенные с внештатными экспертами (если такие имеются) на проведение работ по экспертизе.

Организация-заявитель должна также представить информацию:

о характере своей производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых она специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);

об организационной и технической готовности к осуществлению экспертизы, в том числе о возможности передачи отчётных данных по электронным каналам связи;

о способах защиты бланков экспертизы от возможных подделок и фальсификаций;

о способах хранения в бумажном и электронном виде, как самих заключений, так и других документов, относящихся к ним.

Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией-заявителем сведений несут руководители э тих организаций.

Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесённые к государственной тайне, осуществляется организацией-заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

 

Основные задачи экспертных организаций

 

Основными задачами экспертных организаций являются:

организация и проведение идентификационной экспертизы, которая проводится экспертной организацией по запросу органа (должностного лица), производящего дознание, предварительное следствие или подготовку материалов об административном правонарушении, либо на договорной основе в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы;

оценка риска использования объекта экспертизы для целей создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

проверка импортёра и конечного пользователя на предмет их участия в разработке и созданию вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, а также участие в незаконном реэкспорте и несанкционированной передаче третьим лицам поставляемых товаров и технологий.

Кроме того, проводя экспертизу экспортируемых товаров и технологий, экспертная организация должна учитывать значение экономических, политических и международных последствий, связанных с их передачей.

Степень и оценка риска применения объекта экспертизы в военных целях существенно зависит от того насколько данные товары и технологии широко представлены на мировом рынке, какова политическая репутация страны-импортёра и насколько приемлемы гарантийные обязательства конечного пользователя о гражданском использовании объекта экспертизы. Учитывая указанное, независимая идентификационная экспертиза в целях экспортного контроля должна проводиться с учётом следующего:

являются ли страна-импортёр и страна конечный пользователь государствами-членами международных режимов экспортного контроля;

придерживаются ли страна-импортёр и страна конечный пользователь международных договоров и конвенций о нераспространении оружия массового поражения;

соответствует ли поставляемое оборудование, материал, технология или научно-техническая информация заявленному конечному назначению и соответствует ли конечное назначение сфере деятельности конечного пользователя;

не было ли импортёру (конечному пользователю) отказано в приобретении на идентичное оборудование странами-участниками международных режимов по экспортному контролю и не использовали ли они ранее поставляемые товары и технологии на цели, несовместимые с целями нераспространения оружия массового поражения.

Подтверждением возможности проведения экспертной организацией независимой идентификационной экспертизы служит разработка регламента и методики её проведения и получение специального разрешения на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

Независимая идентификационная экспертиза требует от экспертной организации соблюдения следующих принципов:

объективная и всесторонняя оценка при рассмотрении объекта и представленных на него документов;

техническая компетентность и специализация экспертов;

выдача обоснованного, и аргументированного заключения по результатам экспертизы рассматриваемого объекта.

 

Организация проведения независимой идентификационной экспертизы

 

Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля проводится экспертной организацией по той номенклатуре контролируемых товаров и технологий, которые указаны в специальном разрешении на осуществление деятельности по проведению данной экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчиком предоставляются экспертной организации следующие документы:

письмо – заявка на проведение идентификационной экспертизы с общетехническим наименованием товара, технологии, программного продукта, датой и номером контракта, кодом ТН ВЭД передаваемой продукции, КПП и ИНН российского участника внешнеэкономической деятельности;

копия контракта (договора, соглашения и т.д.) между российским участником внешнеэкономической деятельности и иностранным лицом о поставке товара или технологии, подлежащих экспертизе со всеми приложениями и спецификациями;

технические условия, задание, паспорта на экспортируемую продукцию. В случае передачи научно-технической информации в виде отчётов, расчётов, методик и т.д., конструкторской и технологической документации и программного продукта заказчик экспертизы предоставляет экспертной организации экземпляры передаваемых брошюр, книг, чертежей, диаграмм, графиков, а также носителей программного продукта в виде дискет, CD – дисков и т.д.;

письмо с информацией конечного пользователя о применении товара или технологии для использования в гражданских целях и невозможности применения для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (если указанное выше не отражено в договоре или контракте российского участника внешнеэкономической деятельности с иностранным лицом).

Экспертиза проводится экспертной организацией в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы. В техническом задании на проведение экспертизы указывается:

реквизиты заказчика экспертизы (для юридических лиц – полное наименование и адрес; для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);

наименование экспертной организации;

основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость её проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товаров или технологий, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указывается дата и номер контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);

вопросы, требующие разрешения в процессе экспертизы;

сроки проведения экспертизы;

материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы и образцы товаров, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приёмочных или других испытаний.

В случае проведения последующей экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Такая экспертиза товаров и технологий, в том числе в отношении тех, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не является ни дополнительной, ни повторной.

Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки.

Новая экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение новой экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.

В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) новая экспертиза, поручаемая другой экспертной организацией.

Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности – заказчиком экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.

Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.

Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений составляющих государственной тайну, проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.

Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоёмкости предстоящих работ и с учётом объёма предоставляемых для исследования материалов.

В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведение экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их представлении.

Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.

Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесённых ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счёт заказчика экспертизы в соответствии с заключённым с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Экспертная организация обязана вести регистрацию и учёт всех заключённых договоров о проведении экспертизы, выданных идентификационных заключений и сообщений о невозможности их составления.

Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трёх лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Идентификационное заключение независимой идентификационной экспертизы составляется экспертной организацией по форме и заполняется по правилам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565.