+ 1
- 0
Оценить:

Разовая лицензия выдается для осуществления поставки (передачи) контролируемых товаров и технологий в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на срок до 1 года. Разовая лицензия выдается как на экспорт, так и на импорт.

Генеральные лицензии, выдаются для осуществления внешнеэкономических операций с одним видом продукции (определяется одним кодом ТН ВЭД) на определенное количество товара в определенные страны.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров (но не технологий).

Право получения генеральных лицензий имеют только организации с аккредитованной внутрифирменной программой экспортного контроля.

В отличие от разовых лицензий, генеральные лицензии выдаются только на экспортные поставки.

На практике оформление генеральной лицензии занимает достаточно длительное время, особенно с учетом необходимости аккредитации внутрифирменной программы экспортного контроля.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации. Общий срок подготовки проектов таких решений, их согласования и рассмотрения в Правительстве Российской Федерации может составлять до 60 дней.

Этапы лицензирования:

1. ФСТЭК России

Регистрация представленных документов, проверка их комплектности, правильности оформления и соответствия установленным требованиям, полноты и достоверности содержащихся в них сведений

2. Межведомственные экспертные группы

Государственная экспертиза внешнеэкономической сделки (соблюдение международных обязательств России, обеспечение интересов государства, цель использования продукции и степень риска отвлечения, влияние сделки на безопасность и стабильность, наращивание военно-промышленного потенциала страны-получателя)

3. ФСТЭК России

Принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии, оформление и выдача лицензии либо уведомления об отказе в выдаче лицензии.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации выдается:

- на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в форме технических данных с целью временного использования на территории иностранного государства без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию Российской Федерации; или

- при реализации положений закона о всеобъемлющем контроле, т.е. когда российский участник внешнеэкономической деятельности имеет основания полагать, что предполагаемые к передаче иностранному лицу товары (технологии), не подпадающие под действие контрольных Списков, могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо российский участник ВЭД был уведомлен об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации и разовая лицензия выдаются на основании заключений государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации1.

Задачей государственной экспертизы является определение соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными группами при ФСТЭК России, состоящими из представителей федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в компетенцию которых входит участие в проведении государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленный срок проведения государственной экспертизы составляет не более 30 дней. Учитывая сроки предварительной проверки и регистрации заявлений, сроки оформления разрешений Комиссии и разовых лицензий, общий срок рассмотрения должен составлять не более 45 дней.

В ходе проведения государственной экспертизы или согласования проекта решения Правительства Российской Федерации ФСТЭК России может затребовать дополнительную информацию, касающуюся внешнеэкономической операции, ее участников или товаров (технологий). В этом случае сроки рассмотрения могут быть увеличены.

Процедура рассмотрения вопроса выдачи разрешений и лицензий начинается с представления в ФСТЭК России соответствующего комплекта документов.

Комплект документов может быть возвращен участнику внешнеэкономической деятельности из-за несоответствия требованиям. Такими требованиями являются полнота комплекта, правильность оформления, достоверность представленных документов.

Представляемые в комплекте копии документов должны быть заверены участником внешнеэкономической деятельности (нотариального заверения не требуется). При этом проставляется надпись «Копия верна», отметка о местонахождении оригинала, проставляется печать организации-участника внешнеэкономической деятельности и подпись уполномоченного лица. Документы, состоящие из нескольких страниц, прошиваются, указанные надписи, печать и подпись ставятся в месте крепления прошивки.

Копии документов на иностранном языке представляются с переводом на русский язык. Перевод заверяется участником внешнеэкономической деятельности проставлением надписи «Перевод верен», печати организации и подписи руководителя предприятия или уполномоченного на это лица.

Заключение ФСТЭК России выдается в соответствии с административным регламентом2 при определении необходимости неприменения мер нетарифного регулирования. В ходе рассмотрения представленных участником ВЭД сведений и документов ФСТЭК России проводится идентификационная оценка вывозимого товара, принимается решение и оформляется заключение?, которое действует в течение одного года.

Заключение НЭП Минобороны России выдается в соответствии с

Заключение НЭП Минобороны России выдается в соответствии с Приказом Минобороны России от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения".

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса выдачи разрешительных документов является работой государственных органов по оценке рисков возможного использования предметов внешнеэкономической операции в запрещенных целях. В связи с этим не имеет смысла предоставление в регулирующие органы с комплектом документов информации, указывающей на положение организации-заявителя в отрасли, важности конкретной внешнеэкономической операции для экономики предприятия или для развития отношений с конкретным государством и т.д.

Получение заключения о неприменении мер нетарифного регулирования и заключения об отнесении либо отказе в отнесении к продукции военного назначения

Кроме разрешительных документов (разовых и генеральных лицензий и разрешений Комиссии по экспортному контролю) на практике существует еще два документа, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти:

- заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования;

- заключение НЭП Минобороны России об отнесении либо отказе в отнесении к продукции военного назначения

Заключение ФСТЭК России о применении мер нетарифного регулирования представляет собой ответ на запрос участника внешнеэкономической деятельности и адресуется заявителю и таможенному органу, с выводом о непринадлежности продукции к категории контролируемых товаров и технологий и возможности вывоза (передачи) без оформления разрешительных документов.

Заключения о непринадлежности продукции к контролируемым товарам и технологиям и возможности вывоза (передачи) без оформления лицензии или разрешения выдаются ФСТЭК России на основании обращения российского участника внешнеэкономической деятельности.

Процедура представления и рассмотрения таких обращений установлена Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (приказ ФСТЭК России от 04.04.2008 N 79).

Для получения заключения заявитель направляет или представляет в ФСТЭК России письменное обращение с просьбой о выдаче заключения по образцу согласно приложению N 1 к Регламенту (см. Приложения).

Основаниями для обращения являются:

- направление органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

- наличие в заключении экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;

- наличие у заявителя сомнений, связанных с возможностью использования экспортируемого товара для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В обращении указываются:

- регистрационный (исходящий) номер обращения и дата;

- наименование продукции и страны импортера;

- данные о конечном пользователе продукции (если они известны);

- информация о целях и месте (стране) использования продукции;

- информация о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление вывозимой/ввозимой продукции.

К обращению прилагаются следующие документы:

а) направление таможенного органа (при его наличии);

б) копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция;

в) сведения об изготовителе (разработчике) продукции;

г) документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения ее идентификации (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.);

д) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства, - для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно - копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

е) документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая / ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

Представляемые копии документов должны быть заверены заявителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением их заверенных переводов на русский язык.

Документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая/ввозимая (передаваемая иностранному лицу) продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, подписываются (утверждаются, заверяются) руководителем организации, являющейся изготовителем (разработчиком) указанной продукции.

Как правило, ФСТЭК России оценивает правильность выводов и их обоснования организацией-заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых. При этом ФСТЭК России проводит собственную идентификационную оценку с оформлением технической справки и заключения по форме Административного регламента (приказ ФСТЭК России от 04.04.2008 N 79).

Напомним, что обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников внешнеэкономической деятельности Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (посл.изм.01.12.2007).

Срок рассмотрения представленных документов во ФСТЭК России зависит, в первую очередь, от технической сложности продукции и полноты представленной информации, но, как правило, не превышает 30 дней.

Заключение оформляется в виде письма в адрес российского участника внешнеэкономической деятельности и таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление продукции. Подлинник заключения предъявляется при таможенном оформлении, а заверенная печатью ФСТЭК России ксерокопия заключения остается у участника ВЭД.

Заключение выдается на поставку продукции по конкретному договору конкретному иностранному получателю. Заключение действует в течение года со дня его выдачи. Заключение, срок действия которого истек, продлению не подлежит.

Заключение подлежит переоформлению в случае:

а) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

б) изменения наименования или места нахождения юридического лица;

в) изменения имени или места жительства физического лица;

г) изменения условий договора (контракта, соглашения), касающихся вывозимой / ввозимой (передаваемой) продукции, заявленных целей и места ее использования, конечного пользователя.

Плата за рассмотрение и выдачу заключения не взимается.

Как известно, помимо контролируемой продукции двойного назначения нетарифному регулированию в России также подлежат:

- продукция военного назначения;

- гражданское оружие;

- средства криптографии (включая те, которые не включены в контрольные списки объектов экспортного контроля);

- некоторые иные категории продукции.

Выдачу лицензий или иных разрешений на вывоз из России или на ввоз в Россию указанных категорий продукции осуществляют различные государственные органы: ФСТЭК России, ФСВТС России, МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития и другие.

В этой связи участнику ВЭД важно понимать, что заключение ФСТЭК о применении мер нетарифного регулирования имеет силу только в части нетарифного регулирования, осуществляемого ФСТЭК. Таможенные органы могут попросить участника ВЭД документально обосновать отсутствие необходимости применения мер нетарифного регулирования, находящихся в компетенции иных государственных органов.

Частой практической ситуацией является требование таможенного органа предоставить заключение Минобороны России о том, относится ли перемещаемый через границу товар к продукции военного назначения (ПВН) - заключение Минобороны России об отнесении либо отказе в отнесении ввозимой или вывозимой продукции к продукции военного назначения.

Порядок выдачи таких заключений определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2005 N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения" (зарегистрирован в Минюсте России и имеется в открытом доступе).

Указанные выше заключения выдает Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации (сокращенно – НЭП Минобороны России, почтовый адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, дом 19).

НЭП Минобороны России выдает заключения после рассмотрения следующего комплекта документов:

- формализованный запрос заявителя;

- спецификация продукции в двух экземплярах;

- контракт (договор или иной документ), являющийся основанием для вывоза или ввоза продукции;

- документы, позволяющие идентифицировать продукцию (технические условия или иная техническая документация);

- справка аккредитованного в организации-заявителе военного представительства Министерства обороны (при наличии такого представительства);

- копия учредительного документа заявителя - юридического лица (для юридических лиц, оформляющих запрос впервые, а также в случае внесения изменений в учредительные документы, представленные в Министерство обороны ранее) или копия документа, признаваемого Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность, для заявителя - физического лица;

- доверенность на право ведения дел с Министерством обороны (при назначении заявителем доверенного лица).

Процедура проведения экспертизы Министерством Обороны России осуществляется на бесплатной основе.

Нормативный срок поведения экспертизы – 5 рабочих дней. Реальный срок зависит от полноты, правильности и объема экспертизы и текущей загрузки экспертов НЭП Минобороны России.

Для проведения экспертизы необходима техническая документация. Оптимальный вариант – технические условия (если они существуют). Для различных видов продукции допустимы различные виды документации. В целях идентификации продукции используются:

а) для товаров - стандарты, технические условия, технические описания, паспорта, формуляры, фотографии, чертежи, схемы и т.п.;

б) для демилитаризованных вооружения и военной техники - документы, подтверждающие факт проведения необходимого объема работ по демилитаризации;

в) для транспортных средств - копия сертификата типа транспортного средства;

г) для воздушных судов - копия сертификата (свидетельства) о регистрации гражданского воздушного судна и (или) копия свидетельства эксплуатанта;

д) для ввозимых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств - копия решения по выделению полос (номиналов) радиочастот и (или) копия разрешения на ввоз радиоэлектронных средств;

е) для документированной информации - оригиналы или идентичные по содержанию копии книг, брошюр, карт, снимков, чертежей, схем и иных материальных носителей информации (в том числе электронных устройств, содержащих информацию в оцифрованном или ином виде);

ж) для информации, передаваемой в устной форме или с использованием технических средств, - идентичная по содержанию информация на материальных носителях информации;

з) для работ и услуг - технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания);

и) для результатов интеллектуальной деятельности - документы, раскрывающие содержание результатов интеллектуальной деятельности, а также документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение этими результатами.

Заявитель вправе направлять в Министерство обороны любые иные сведения и документы, имеющие, по его мнению, значение для идентификации продукции.

Заключения НЭП Минобороны России может быть выдано и иностранным лицам.

Важно! Заключения НЭП Минобороны России может быть получено до заключения внешнеэкономической сделки без предоставления на экспертизу внешнеторгового контракта – но это возможно лишь для некоторой стандартной продукции. Но не всякую продукцию российское законодательство позволяет идентифицировать по критерию «военная / невоенная» без информации о ее конечном применении.

Один из основных вопросов, возникающих у менеджмента организаций, осуществляющих внешнеэкономические операции, - какова оптимальная последовательность подачи документов в различные государственные органы: таможня, Минобороны России, ФСТЭК России, другие?

Практика показывает, что на этот вопрос нет универсального ответа.

Организациям, которые часто экспортируют (импортируют) продукцию определенной номенклатуры, целесообразно согласовать с таможней перечень тех заключений, которые таможне необходимы, и стремиться получать эти заключения (Минобороны России, ФСТЭК России, и др.) заблаговременно – до подачи грузовой таможенной декларации (ГТД).


(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2001 N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" (посл.изм.14.07.2008)

(2) Приказ ФСТЭК России от 04.04.2008 N 79 «Об утверждении административного регламента ФСТЭК по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»