+ 1
- 0
Оценить:

Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности, в принципе, лежит вне сферы экспортного контроля, поскольку является частью гражданских правоотношений.

В то же время в установленном комплекте документов для получения лицензии присутствует пункт: «документ, подтверждающий направление российским участником внешнеэкономической деятельности в Министерство юстиции Российской Федерации документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, использованных при создании передаваемой иностранному лицу продукции, права на которые принадлежат государству».

По сути, этот пункт определяет необходимость представления информации о планируемой внешнеэкономической операции в Минюст России, который осуществляет полномочия по распоряжению принадлежащими государству правами на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, эта информация предоставляется государству, как одному из возможных обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности, с помощью которых был создан товар (технология, работа, услуга).

Наличие этой нормы связано с ситуацией, в которой оказалась Россия после распада Советского Союза и крушения прежней экономической системы.

В 2001 году характер участия Минюста России в процедуре оформления разрешительных документов на экспорт был изменен с согласовательного на уведомительный. Это во многом облегчило оформление разрешительных документов.

Приказом1 Минюста России был установлен порядок предоставления документов для рассмотрения вопроса о принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности, использованные при производстве товара (выполнении работы, оказании услуги).

Согласно этому порядку участник внешнеэкономической деятельности направляет в Минюст России следующие документы:

обращение в Министерство юстиции Российской Федерации по установленной форме. Обращение подписывается руководителем организации заявителя или иным уполномоченным лицом и заверяется печатью заявителя;

копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

копию контракта (договора, соглашения) на экспорт (передачу, обмен) контролируемых продукции, работ и услуг. Копия контракта (договора, соглашения) должна быть заверена руководителем организации заявителя или иным уполномоченным лицом и печатью заявителя;

справку по установленной форме об использовании при выполнении контракта (договора, соглашения) результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (НИОКР), полученных за счет государственных средств;

справку о наличии охранных документов на объекты промышленной собственности, используемых при выполнении контракта (договора, соглашения);

копию годовой бухгалтерской отчетности заявителя за предыдущий год и на последнюю отчетную дату перед представлением документов. Годовая отчетность должна быть заверена аудитором в случае, если заявитель относится к категории экономических субъектов, отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В случае, если отдельные документы изложены на нескольких листах, их копии должны быть прошнурованы и пронумерованы, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя организации заявителя и печатью заявителя.

Документы на иностранных языках представляются с переводом на русский язык.

Указанные документы направляются в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью руководителя организации заявителя.

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее здесь ФАПРИД) при поступлении в установленном порядке документов заявителя регистрирует их и в 2-дневный срок проводит проверку правильности оформления, полноты объема полученных документов, а также их соответствия требованиям установленного порядка.

Общий срок рассмотрения обращений заявителя не должен превышать десяти дней.

При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах ФАПРИД может запрашивать дополнительные документы, а также может приостанавливать рассмотрение обращений заявителя в Министерство юстиции Российской Федерации по следующим основаниям:

представление не в полном объеме требуемых документов;

несоблюдение требований по оформлению документов;

наличие в представленных документах искаженной или заведомо недостоверной информации. В случае приостановления рассмотрения ФАПРИД информирует об этом заявителя в 2-дневный срок.

Информация, предоставления которой требует Минюст России, отличается от информации, направляемой в ФСТЭК России для получения разрешительных документов, наличием данных об охранных документах на объекты промышленной собственности, об использовании результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (НИОКР), полученных за счет государственных средств, а также бухгалтерской отчетности.

По этой информации делается вывод о наличии / отсутствии использования при производстве товара (технологии, работы, услуги) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству.

В случае, когда был сделан вывод об использовании таких результатов интеллектуальной деятельности, а ФАПРИДу не удается согласовать условия их использования с участником внешнеэкономической деятельности, должны быть использованы механизмы урегулирования гражданских споров, в которых государство должно выступать на равных началах с другими участниками гражданского оборота.


1) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.06.2002 N 180 "Об утверждении Порядка представления и рассмотрения документов в Министерстве юстиции Российской Федерации для урегулирования вопросов правовой защиты результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, при экспорте контролируемой продукции, работ и услуг"