+ 4
- 0
Оценить:

Одобрена Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации

3 апреля 2014 г.

 

ТИПОВАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ОТКРЫТОМУ ОПУБЛИКОВАНИЮ И ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

1. Общие положения

1.1.Обеспечение реализации в (наименование ведомства) единой государственной политики в области экспортного контроля, в том числе предотвращения неконтролируемого открытого опубликования результатов научно-исследовательских, научно-экспериментальных  и аналитических работ, содержащих информацию, подлежащую экспортному контролю, посредством проведения экспертизы подготовленных для опубликования материалов, возлагается  на создаваемый в ведомстве (организации) координирующий орган (Комиссию).

1.2. Типовая методическая инструкция"Проведение экспертизы научно-технических материалов, предназначенных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий" (далее - Методическая инструкция), является руководящим документом для вузов, научно-исследовательских институтов, научных центров, технопарков и прочих организаций, занимающихся научной деятельностью, находящихся в сфере ведения или подведомственных (наименование ведомства) (далее - организации). Методическая инструкция разработана в соответствии с поручением Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (пункт 5 протокола N 4 от 7 декабря 2012 г.) и основывается на положениях статьи 24 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

1.3. Порядок, определяемый Методической инструкцией, разработан с целью предотвращения несанкционированного разглашения российскими учеными и специалистами в отечественных и зарубежных изданиях сведений, содержащих научно-техническую информацию, обладающую признаками контролируемых технологий, и исключения нанесения возможного ущерба интересам Российской Федерации  и организациям, вызванного неправомерными или неосторожными действиями российских ученых и специалистов в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) финансируемых государством.

1.4. Под открытым опубликованием материалов понимается любое из перечисленных действий в отношении таких материалов: размещение в общественной сфере, публикация в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видео-, кино-программах, хроникальных и иных формах периодического распространения массовой информации, непериодических печатных изданиях) и в сети Интернет, оглашение на съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, оформление заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец*[1], демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайдфильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей и передача их иностранным гражданам. 1.5.Методическая инструкция является дополнением к основополагающим документам, определяющим функционирование системы внутрифирменного экспортного контроля, регламентирующая порядок обращения с материалами, подготовленными для открытого опубликования, и устанавливающая основные функции и права комиссии внутреннего экспортного контроля, создаваемой в организациях, указанных в подпункте 1.2 настоящей Методической инструкции (далее - КВЭК организации). 1.6.Требования Методической инструкции не распространяются  на порядок обращения с материалами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну или служебную тайну.

2. Организация работы по рассмотрению материалов, подготовленных для открытого опубликования

2.1. Материалы, подготовленные для открытого опубликования, должны пройти процедуру предварительной идентификационной экспертизы. Задачей экспертизы является предотвращение открытого опубликования результатов НИОКР финансируемых государством, содержащих сведения, подпадающие под действие списков (перечней) товаров и технологий, разрабатываемых в соответствии со статьей 6 указанного выше Федерального закона.

2.2. Идентификация материалов, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью исполнителя.

Материалы, которые по результатам предварительной экспертизы подпадают под экспортный контроль должны быть направлены для лицензированияв специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля.

2.3. Экспертизе подлежат материалы, содержащие результаты проведенных научными подразделениями организаций НИОКР, как по утвержденным научным темам, так и полученные ранее, выполненные с привлечением любыхформ государственного финансирования (грантов, проектов, контрактов, целевых программ).

2.4. Процедура предварительнойидентификационной экспертизы материалов, подготовленных для открытого опубликования, возлагается на КВЭК организации. КВЭК организации формирует экспертные группы и принимает порядок проведения экспертизы материалов с целью выявления в них информации, представляющей интерес для экспортного контроля.

Права и основные функции экспертных групп при проведении предварительной идентификационнойэкспертизы материалов, подготовленных дляоткрытого опубликования, определяются Положением о КВЭК организации. Состав и Положение о КВЭК организации утверждаются директором (ректором) организации.

2.5. Исполнитель вправе поручить проведение идентификации материалов организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации материалов несет экспертная организация.

2.6. Открытое опубликование материалов осуществляется только после прохождения следующих этапов процедуры экспертизы.

2.6.1. Материалы, подготовленные для публикации, представляются в постоянно-действующую техническую комиссию (ПДТК) или иной коллегиальный орган, выполняющий в организации аналогичные функции, для определения наличия (либо отсутствия) в них сведений, составляющих государственную тайну, служебную или коммерческую тайну, с целью исключения их открытого опубликования.

По результатам рассмотрения материалов этим коллегиальным органом могут быть приняты следующие решения:

а) материалы не подлежат открытой публикации;

б) материалы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, служебную или коммерческую тайну, препятствующих открытой публикации.

2.6.2. Материалы до публикации представляются в КВЭК организации для проведения экспертизы в целях недопущения их несанкционированного разглашения и использования для разработки и создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Материалы представляются в машинописном виде, а также на электронном носителе.

По результатам экспертизы КВЭК организации могут быть приняты следующие решения:

а) в материалах не содержится сведений, подпадающих под действие списков контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

б) в материалах недостаточно сведений для принятия объективного решения и необходимо представление дополнительнойинформации;

в) в материалах содержатся сведения, требующие проведения независимой идентификационной экспертизы и получения соответствующего заключения в экспертной организации о необходимости выдачи разрешительных документов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля;

г) в материалах содержатся сведения, подпадающие поддействие списков контролируемых товаров и технологий, или они могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.Они должны быть направлены для получения лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

д) в материалах содержатся (либо не содержатся) сведения, позволяющие отнестиих к продукции военного назначения.

2.7. После рассмотрения подготовленных к опубликованию материалов, в зависимости от отсутствия или наличия признаков, представляющих интерес для экспортного контроля, КВЭК организации выдает экспертное заключение о возможности их открытой публикации (прилагается).

Персональную ответственность за выданное заключение несет председатель КВЭК организации.

При пересечении государственной границы Российской Федерации,наличие экспертного заключения КВЭК организации о возможной открытой публикации не является основанием для не предъявления требований со стороны таможенных органов о предоставлении исполнителем заявленного материала дополнительного заключения экспертной организации об отсутствии в материалах сведений, подпадающий под экспортный контроль.

2.8. Если в представленных к опубликованию материалах содержатся сведения, относящие их к продукции военного назначения, открытая публикация таких материаловдопускается только в случаях, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

3. Оформление, учет и хранение экспертных заключений о возможности опубликования материалов

3.1. Экспертное заключение о возможности опубликования материала утверждается председателем КВЭК организации.

3.2. Ведение в организации учета результатов идентификации материалов, подготовленных для открытого опубликования (разрешений или отказов на открытую публикацию материалов), в соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона, осуществляется КВЭК организации. Выданные экспертные заключения установленного образца (прилагается) хранятся в КВЭК организации сроком не менее трех лет после опубликования материала.

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Председатель комиссии
  внутреннего экспортного контроля
   
  (наименование организации)
  ________________ (____________)
  "____" ______________ 20___ г.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОМИССИИ ВНУТРЕННЕГО ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

 

(наименование организации)

Комиссия внутреннего экспортного контроля __________________________

             (наименование организации)

рассмотрев ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

подтверждает, что в материале, включающем результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансируемых государством, не содержатся / содержатся (нужное подчеркнуть) сведения ____________________________________________

                                                                         (согласно вариантов а) – д) пункта 2.6.2 Методической инструкции)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Заключение (в соответствии с предшествующим выводом о содержании материалов, например): для открытого опубликования подготовленных материалов в (на) ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

оформление лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации не требуется.

Руководитель экспертной группы ( ______________ )  
  ( ______________ )  
  ( ______________ )  

СОГЛАСОВАНО:

 

Руководитель структурного подразделения

организации

( ______________ )

 * [1] Контроль не распространяется на информацию, минимально необходимую для оформления патентной заявк