+ 0
- 0
Оценить:

Порядок получения разрешения на осуществление поставок в Иран продукции ядерного и двойного ядерного назначения, подпадающей под действие Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 109 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г.»

(Информационный материал)

 

В отношении поставки, продажи или передачи в Иран продукции, указанной в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (далее - Список ядерных материалов), и Списке оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (далее - Список оборудования и материалов двойного ядерного назначения), действуют дополнительные меры контроля, установленные Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 109* «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г.».

Поставка, продажа или передача продукции Ирану, указанной в Списке ядерных материалов и Списке оборудования и материалов двойного ядерного назначения и подпадающей под действие Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N109, осуществляются на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) с иностранными заказчиками, лицензий (разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в случае временного вывоза продукции – далее разрешение), выдаваемых ФСТЭК России, а также одобрений со стороны Совета Безопасности ООН (далее – СБ ООН) на каждую отдельную поставку.

Процесс согласования поставки, продажи или передачи контролируемой продукции Ирану включает в себя следующие этапы:

 

Предконтрактная/контрактная стадия:

I. Российский участник ВЭД несет ответственность за наличие в контракте:

- положений, защищающих от рисков, связанных с возможностью отказа СБ ООН в одобрении поставки;

- обязательств иностранного лица (конечного пользователя), предусматривающих, что полученный им товар будет использоваться только в заявленных целях;

- гарантий на проведение Российской Стороной проверок использования любого поставленного предмета в заявленных целях и места его использования.

Российский участник ВЭД также несет ответственность за получение от Иранской Стороны сертификата конечного пользователя и/или подтверждения гарантий конечного использования:

a. в отношении использования поставляемого товара в рамках ядерной программы Ирана - от Организации по атомной энергии Ирана;

b. в отношении использования товара в неядерных гражданских целях - от Министерства промышленности, торговли и рудников Ирана.

Российский участник ВЭД представляет во ФСТЭК всю необходимую информацию, требующуюся для оформления лицензии (разрешения), а также заполненную форму для подачи заявки в СБ ООН.

Форма для подачи заявки в СБ ООН и пример ее заполнения российским участником ВЭД содержится в приложениях 2,3. В обязательном порядке требуют заполнения те поля формы, которые помечены «звездочкой». Предоставление дополнительных сведений по данной форме остается на усмотрение российского участника ВЭД.

ФСТЭК России совместно с МИД России проверяет правильность заполнения формы. Ответственность за точность приведенных в форме сведений несет российский участник ВЭД.

 

Оформление разовой лицензии/разрешения:

II. Для получения лицензии (разрешения), предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, российский участник ВЭД в установленном порядке представляет в ФСТЭК России документы, предусмотренные Положениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691, от 15 декабря 2000 г. N 973 и от 14 июня 2001 г. N 462.

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294, на основании документов, представленных российским участником ВЭД, проводится государственная экспертиза внешнеэкономической сделки. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией.

В соответствии с требованиями пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 ФСТЭК России вправе отказать в выдаче лицензии.

 

III. При положительном заключении государственной экспертизы внешнеэкономической сделки ФСТЭК России в установленном порядке направляет в МИД России «пакет» документов для подачи официальной заявки на поставку в рамках «канала поставок». Документы передаются в МИД России в виде заполненной формы и требующихся к ней дополнительных документов.

 

IV. МИД России в установленном порядке подает заявку на рассмотрение в СБ ООН.

 

V. Координатор СБ ООН информирует о поступившей заявке всех членов СБ ООН. Государства СБ ООН, которые не являются участниками «канала поставок», могут в соответствии с резолюцией СБ ООН 2231 высказывать свое мнение и представлять свою оценку данной заявки.

СБ ООН направляет заявку координатору Совместной комиссии Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы от 14 июля 2015 г. (далее – СВПД).
В Совместной комиссии СВПД рассмотрением заявки занимается Рабочая группа по поставкам (далее – РГП). Координатор РГП в течение одного рабочего дня распространяет полученную из СБ ООН заявку среди всех государств-членов РГП (Великобритания, Германия, Иран, Китай, Россия, США, Франция).

Если указанное заявителем конечное использование товара связано с военной деятельностью или ракетными технологиями, то заявка возвращается в СБ ООН по формальному признаку без рекомендации. Ее дальнейшим рассмотрением и одобрением будет заниматься непосредственно СБ ООН в рамках установленных процедур.

РГП рассматривает заявку в течение 20 рабочих дней. По их истечении каждый участник должен направить координатору ответ с одобрением/неодобрением заявки или с просьбой продлить срок ее рассмотрения на допустимые СВПД дополнительные 10 рабочих дней.

Если по истечении 30 рабочих дней никто из участников РГП не высказался против, то заявка считается одобренной. Если хотя бы один участник выступил против поставки, то она не принимается, это автоматически является рекомендацией со стороны всей РГП. Решение каждого участника рассылается координатором среди всех членов РГП. Участники не обязаны, но могут давать пояснения в отношении своего решения.

 

VI. В случае неодобрения заявки в рамках РГП ее рассмотрение в течение 5 рабочих дней может быть инициировано минимум двумя участниками, не согласными с решением РГП, в Совместной Комиссии СВПД. Совместная Комиссия СВПД в течение еще 10 рабочих дней должна прийти к консенсусному решению по заявке. Если консенсуса не будет, то заявка будет считаться неодобренной.

Координатор направляет рекомендацию РГП или Совместной комиссии СВПД об одобрении или неодобрении в СБ ООН.

 

VII. В течение 5 рабочих дней после получения рекомендации РГП или Совместной комиссии СВПД СБ ООН может принять резолюцию, изменяющую данную рекомендацию. Если такая резолюция не принята, то рекомендация РГП или Совместной комиссии СВПД автоматически становится решением СБ ООН, которое доводится до государства-заявителя.

 

VIII. МИД России оперативно уведомляет ФСТЭК России о решении СБ ООН.

 

IX. В случае одобрения СБ ООН заявки ФСТЭК России выдает лицензию (разрешение) на осуществление поставки. В случае отказа СБ ООН ФСТЭК России уведомляет российского участника ВЭД - заявителя об отказе в выдаче лицензии (разрешения) со ссылкой на соответствующее решение СБ ООН.

 

X. Российский участник ВЭД при оформлении сделки должен исходить из увеличенных сроков подготовки документов в связи с необходимостью получения разрешения СБ ООН.