+ 0
- 0
Оценить:

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

 

ПРИКАЗ

от 28 июня 2017 г. N 121

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЗОРА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2016 ГОД

 

Во исполнение пункта 43 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и Порядка организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 «Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России», ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2016 год.

 

Директор Федеральной службы

по техническому и экспортному контролю

В.СЕЛИН

 

Приложение

к приказу ФСТЭК России

от 28 июня 2017 г. N 121

 

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФСТЭК РОССИИ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РОССИЙСКИМИ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2016 ГОД

 

Настоящий обзор подготовлен во исполнение пункта 43 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, приказа ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 «Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России» и содержит результаты обобщения и анализа реализации в 2016 году правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, полномочия на осуществление которой предоставлены ФСТЭК России Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденным указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.

Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об экспортном контроле», указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.

По состоянию на 1 апреля 2017 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее – товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 3000.

При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.

В 2016 году проверки соблюдения российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля проводились ФСТЭК России только в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, объектами проверок не являлись.

В ходе подготовки предложений в проект плана контроля ФСТЭК России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, доработки указанных предложений по итогам рассмотрения в органах прокуратуры несоблюдения установленного порядка и сроков не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в указанные проекты планов контроля не возникало.

При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана контроля включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки, что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъекту проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.

При этом всеми территориальными органами ФСТЭК России реализован принцип «комплексности» – одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех видов контроля.

Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.

По итогам подготовки проекта плана контроля уточнена форма подачи предложений в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленной Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.

В 2016 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 49 плановых выездных, одна плановая документарная и две внеплановых выездных проверки. В общей сложности, проведенными 52 проверками было охвачено 1,7 % подконтрольных субъектов проверок. Основанием для проведения внеплановых выездных проверок явилось поступление в ФСТЭК России обращений от таможенных и правоохранительных органов, указывающих на признаки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, которые создают угрозу безопасности государства либо наносят ущерб его политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об экспортном контроле» проведение таких внеплановых проверок не требовало согласования с органами прокуратуры. При этом органы прокуратуры незамедлительно извещались о проведении таких проверок. Результаты проверок направлялись в их адрес.

По результатам проведенных проверок у 21 российского участника ВЭД (40,4 % из числа проверенных) выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Общее количество выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, составило 62. По 9 таким нарушениям, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, 7 из которых рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, 2 направлены для рассмотрения судами. По результатам их рассмотрения в 8 случаях на российских участников ВЭД были наложены административные штрафы, в одном случае судом было принято решение о прекращении дела об административном правонарушении. В 9 случаях в отношении выявленных правонарушений дела об административном правонарушении не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 16 выявленных нарушений были устранены в ходе проводимых проверок. По 7 нарушениям материалы были направлены в правоохранительные органы (по подведомственности) для принятия решений. По остальным выявленным нарушениям выданы предписания об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являются:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений – выявлено 18 нарушений;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля – выявлено 14 нарушений;

непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» является обязанностью российского участника ВЭД) – выявлено 29 нарушений.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками внешнеэкономической деятельности не могут быть приведены.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях профилактики правонарушений в области экспортного контроля сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2016 году приняли участие в 67 семинарах, организованных для российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах представителей российских участников внешнеэкономической деятельности составило более 1640 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России проведено более 753 консультаций для российских участников внешнеэкономической деятельности.

Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает. Вместе с тем представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения отдельных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусматривалось бы увеличение с одного до двух лет срока давности привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения в области экспортного контроля. Указанное предложение вызвано тем, что, как следует из выше приведенных результатов анализа правоприменительной практики, 50 % от общего количества правонарушений, выявленных в 2016 году, составили правонарушения, по которым срок давности привлечения к административной ответственности истек. Реализуемая в настоящее время на государственном уровне политика снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, связанной с проведением проверок, в том числе по вопросам соблюдения требований экспортного контроля, и одновременно – линия на расширение экспортного потенциала российской экономики, предполагающая значительное увеличение числа российских экспортеров высокотехнологичной продукции, даже в условиях применения риск-ориентированного подхода снижается возможность обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения. Указанное предложение направлено на обеспечение баланса между неотвратимостью наказания и снижением административной нагрузки, связанной с проведением проверок.

Кроме того, представляется целесообразным внести изменения в часть 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность дифференциации наказания за совершенное правонарушение в зависимости от тяжести последствий его совершения и наличия смягчающих обстоятельств.

Кроме того, в связи с имеющимися случаями возврата судами общей юрисдикции протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченными лицами территориальных органов ФСТЭК России, в связи с несоответствием прилагаемых к ним идентификационных заключений, оформленных экспертными организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля, нормам части 5 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требует рассмотрения вопрос внесения изменений в форму идентификационного заключения и правила его заполнения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565.

Других предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.

 

Начальник Управления

экспортного контроля

ФСТЭК России

А.Никольский