+ 1
- 1
Оценить:

Внутренние программы экспортного контроля

Создание внутренней программы экспортного контроля российским участником внешнеэкономической деятельности

Согласно определению Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внутренняя программа экспортного контроля (далее ‒ ВПЭК) представляет собой мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее ‒ участники ВЭД) в целях соблюдения правил экспортного контроля.

Статьёй 16 указанного закона установлено, что создание ВПЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Соответственно, для иных участников ВЭД создание ВПЭК является добровольным.

В России нет нормативно закреплённых требований к форме организации системы экспортного контроля у участников ВЭД и их ВПЭК. Следует отметить, что в настоящее время не потеряло актуальности «Методическое положение по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля» утверждённое ВЭК России ещё в 1998 году и которым целесообразно пользоваться при создании участником внешнеэкономической деятельности ВПЭК.

Необходимо обратить внимание на то, что обязательность создания ВПЭК установлена для организаций, удовлетворяющим одновременно двум условиям:

а) научная и (или) производственная деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

б) систематическое получение доходов от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

Участники ВЭД, создавшие внутренние программы экспортного контроля и получившие в установленном порядке соответствующее свидетельство об аккредитации, получают определённые преимущества при осуществлении внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. В частности только такие участники имеют право получать генеральные лицензии. Решением Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации аккредитованным участникам ВЭД, имеющим ВПЭК, дано право самостоятельно подготавливать и предоставлять в таможенные органы акты идентификационной оценки собственной экспортируемой продукции. При этом таможенное оформление такой экспортируемой продукции осуществляется без дополнительной проверки заявляемых сведений о её технических параметрах и назначении, влияющих на применении к товарам и технологиям запретов и ограничений, предусмотренных законодательством в области экспортного контроля. Также должно выполняться условие, чтобы аккредитованный участник ВЭД являлся лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку и осуществляющим декларирование товара.

Что же такое упомянутые в законе «мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера» и как они могут осуществляться участником ВЭД?

Во-первых, организационные: установленное на уровне участника ВЭД регламентирование действий сотрудников при проведении переговоров, заключении и реализации внешнеэкономических сделок, обеспечивающее соблюдение законодательства в области экспортного контроля (приказ, стандарт предприятия, инструкция и т.п.).

Во-вторых, административные: установление в соответствии с трудовым, административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации наказаний за нарушение порядка деятельности участников ВЭД при осуществлении внешнеэкономических операций.

В-третьих, информационные: определение правил, обеспечивающих информационный обмен с государственными органами по вопросам экспортного контроля, а также установление обязанностей сотрудников по поддержанию актуальности имеющейся у участника ВЭД информации о действующих правилах и требованиях экспортного контроля, обучение и повышение квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля.

Юридически перечисленные мероприятия закрепляются в форме нормативных актов участника ВЭД.

Для решения первой организационной задачи лицу, ответственному за экспортный контроль, необходимо определить порядок подготовки и осуществления внешнеэкономических операций, который в качестве этапов работы включал бы:

1) идентификацию товара (технологии) и оценку импортёра (иностранного партнёра) и конечного пользователя;

2) определение условий внешнеэкономической сделки, необходимых для выполнения требований экспортного контроля, обеспечение соответствия договора с иностранным партнёром законодательству в области экспортного контроля;

3) получение необходимых разрешительных документов;

4) контроль соблюдения условий, установленных разрешительными документами;

5) отчётность перед органами государственной власти.

Нормативные документы участника ВЭД (правила, процедуры, регламенты) для каждого из перечисленных этапов должны содержать предписания по следующим вопросам:

Задачи осуществления работы? Кто осуществляет работу?

Какими средствами?

Как оформляется результат?

Каковы дальнейшие действия в зависимости от результата?

Процедуру для этапа (1) целесообразно взять из Положения о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля1, адаптировав её под структуру своей организации (предприятия). Результаты идентификации и оценки импортёра и конечного пользователя необходимо оформлять внутренним документом.

При идентификации и оценке импортёра и конечного пользователя могут быть получены следующие результаты:

а) товар (технология) подпадает под действие контрольного Списка;

б) товар (технология) не подпадает под действие контрольного Списка и не имеется оснований полагать, что он будет использован импортёром (конечным пользователем) в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретается в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности;

в) товар (технология) не подпадает под действие контрольного Списка и есть основания полагать, что он будет использован для целей, перечисленных в пункте «б»;

г) достоверно известно, что иностранное лицо планирует использовать товар (технологию) для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Соответственно приведённым результатам идентификации и оценки импортёра и конечного пользователя выводы и требования по дальнейшим действиям могут быть следующие:

а) осуществление внешнеэкономической операции возможно только после получения необходимых разрешительных документов;

б) осуществление внешнеэкономической операции возможно без оформления разрешительных документов;

в) осуществление внешнеэкономической операции запрещено – необходимо отказаться от сделки.

Для этапа (2) должны быть зафиксированы правила определения требований к содержанию договора, оформляющего внешнеэкономическую сделку, в зависимости от характеристик товара (технологии), процедура контроля за включением необходимых условий при подготовке проекта договора и проведении переговоров с иностранным партнёром.

Для этапа (3) необходим порядок контроля за получением от иностранного партнёра документов конечного пользователя и государства конечного пользователя (при необходимости), порядок подготовки комплекта документов на получение лицензии/разрешения.

Для этапа (4) необходим порядок контроля за соблюдением условий разрешительных документов при реализации внешнеэкономической сделки, например, по срокам осуществления внешнеэкономической операции, по номенклатуре и количеству передаваемой иностранному лицу продукции (предотгрузочный контроль) и т.д.

Для этапа (5) следует определить обязанности и процедуру взаимодействия подразделений организации при предоставлении в ФСТЭК России и ФТС России сведений об осуществлении внешнеэкономических операций, на которые получены разрешительные документы, а также по возможным запросам других ведомственных структур.

Кроме этого, необходимо назначить ответственных лиц и разработать программу по обучению и повышению квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля.

Вторая задача – регламентация административных элементов. ВПЭК предполагает установление мер ответственности сотрудников участника ВЭД за нарушение правил и процедур, установленных у участника для обеспечения соблюдения законодательства в области экспортного контроля. Чтобы такие меры могли быть эффективно применены, они должны соответствовать трудовому законодательству Российской Федерации.

Третья задача – определение мероприятий информационного характера частично решается установлением порядка предоставления информации в ФСТЭК России. Дополнительно необходимо определить обязанности подразделений в части учёта и хранения документов, относящихся к внешнеэкономической деятельности, порядок ведения такого учёта.

Для подтверждения соблюдения требований законодательства и порядка получения лицензий (разрешений) рекомендуется хранить:
контрактные документы, счета, товарно-транспортные накладные, отгрузочные документы, ГТД и т.д.;
оперативные документы – находящиеся в производстве; архивные документы – по поставкам предыдущих лет;
досье на компании контрагентов и их руководителей (представителей).

Срок хранения: по законодательству – 3 года; возможны более длительные сроки – учитывая требования других законодательных актов, например, налогового или таможенного законодательства; если учитывать рекомендации от практиков – 5-7 лет.

Другим элементом «информационной» задачи должно являться установление обязанностей сотрудников (подразделений) по актуализации имеющейся у участника ВЭД информации о действующих требованиях, правилах и процедурах экспортного контроля.

Что касается повышения квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля, то руководство, понимая важность этой проблемы, должно утвердить, и впоследствии выполнять, специальную «образовательную» программу, включающую, к примеру, участие в семинарах, краткосрочных курсах повышения квалификации, поощрение самообразования сотрудников.

Следует упомянуть, что по российскому законодательству повышение квалификации гражданских сотрудников должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет (для государственных служащих – не реже одного раза в 3 года). Требования к уровню подготовленности лиц, вовлечённых в систему экспортного контроля, обычно предъявляет работодатель; официальных требований нет.

Только ФСТЭК России может контролировать выполнение участниками ВЭД требований законодательства в области экспортного контроля.

При проведении проверок соблюдения законодательства в области экспортного контроля должностные лица ФСТЭК России имеют право:

требовать безвозмездного предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения должностными лицами ФСТЭК России своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

получать от лиц, деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

вносить предписания, обязывающие лица, деятельность которых проверяется, устранить выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Действия должностных лиц ФСТЭК России при проведении проверок соблюдения законодательства в области экспортного контроля не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется.

Полученная в ходе таких проверок информация является информацией ограниченного доступа.

Процедура, порядок и формы проведения проверок, а также порядок обжалования действий (бездействий) должных лиц, прописаны в приказе ФСТЭК России от 5 октября 2012 г. N 126 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования».

В качестве рекомендации по организации участником ВЭД ВПЭК можно предложить следующую схему действий.

1. Приказом руководителя определяется структура ВПЭК: создаётся органиграмма с указанием конкретных подразделений, должностных лиц, сфер ответственности и подчинённости (например, может выглядеть следующим образом: директор > заместитель директора > экспортная комиссия > служба безопасности > юридическая служба > экспертная комиссия > финансовая служба > отдел ВЭД …).

2. Приказом руководителя определяется нормативная база, регулирующая деятельность ВПЭК:

положение / стандарт участника ВЭД «Организация ВПЭК»; структура ВПЭК (органиграмма);

участники ВПЭК (инструкция по взаимодействию между подразделениями);

положение об организации идентификации продукции, подготовки документации и получения необходимых разрешительных документов;

организация деятельности с иностранными партнёрами (положение по организации внешнеэкономической деятельности);

документооборот (инструкция о ведении делопроизводства, учёта и хранения документации);

положение о доступе иностранных представителей к участнику ВЭД (инструкция по приёму иностранных делегаций с определением режимных территорий, процедур уведомления и т.п.).

3. Приказами руководителя создаются «Экспертная комиссия» и/или «Экспортная комиссия», обозначаются их задачи, полномочия, состав, график работы и т.д.

4. Приказом руководителя утверждается программа повышения квалификации и обучения лиц, ответственных за вопросы экспортного контроля.

Также могут быть разработаны структуры (например, в виде простых и понятных «схем со стрелочками») по самым разным аспектам в различных подразделениях предприятия, которые будут вносить ясность для сотрудников и упрощать процесс, например:

организация работы с проектами договоров;

организация работы по согласованию документации;

организация работы по отгрузке изделий…

Для выполнения всех вышеперечисленных задач необходимо иметь высококлассных специалистов по ВЭД и экспортному контролю в структуре участника ВЭД и оказывать им всемерную поддержку со стороны руководства. Это не всегда осуществимо по ряду причин, характерных для российских участников (инерция мышления руководства, отсутствие средств и возможностей иметь штатные единицы с не совсем понятными, иногда, функциями и т.п.). Бывает так, что руководство начинает решать возникающие проблемы только при наступлении каких-либо трудностей (например, задержка с поставкой в связи с отсутствием разрешения или лицензии) или административного воздействия.

Несколько рекомендаций по организации участником ВЭД ВПЭК.

Взаимодействие структур участника ВЭД и ВПЭК.

Всем, кто участвует в процессах, связанных с изготовлением продукции (исследование и разработка, производство, сбыт, маркетинг товара и т.д.) в рамках ВПЭК должно обеспечиваться:

своевременное ознакомление с изменениями в нормативной базе по техническим параметрам уровня контроля,

доведение информации об изменении технических параметров вывозимого товара.

Это необходимо, например, чтобы все подразделения (которые могут быть разделены территориально) участвующие в изготовлении товара располагали единой информацией относительно необходимости получения лицензии (разрешения) и были в состоянии выполнить необходимые действия.

В качестве технического средства можно использовать внутреннюю сеть предприятия Интранет или осуществлять коммуникацию через общие сетевые локальные диски или посредством электронной почты.

Лицо, ответственное за экспортный контроль.

Лицо, ответственное за экспортный контроль, является ключевой фигурой в структуре службы экспортного контроля участника ВЭД.

Основные причины для делегирования функций экспортного контроля у участника ВЭД являются:

оперативный контроль за практическим осуществлением экспортного контроля у участника ВЭД в целом;

большой объём организационных функций;

необходимость углублённой кадровой работы (подбор и аттестация кадров); необходимость организации обучения (повышение квалификации сотрудников).

Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать следующую должностную иерархию в системе экспортного контроля участника ВЭД ‒ промышленном предприятии:

1. Лицо, ответственное за экспортный контроль (член совета директоров, член правления и т.п.).

2. Уполномоченный по вопросам экспортного контроля участника ВЭД (подразделение экспортного контроля (при наличии).

3. Уполномоченные по вопросам экспортного контроля участника ВЭД (специалисты (референты) по вопросам экспортного контроля):

сотрудник отдела сбыта (контакты с контрагентами, конечное использование); технический эксперт (техническая оценка продукции);

финансовый сотрудник (бухгалтерский учёт, проверка финансовой чистоты сделки);

сотрудник отдела логистики (схемы перемещения продукции);

юрист (условия контракта, «юридический» форс-мажор); сотрудник отдела ВЭД (анализ рисков).

4. Уполномоченные по вопросам экспортного контроля на дочерних предприятиях.

Экспортный контроль – это работа в команде, в конечном итоге только взаимодействие всех работающих у участника ВЭД сотрудников позволит создать эффективный экспортный контроль.

Лицо, ответственное за экспортный контроль:

несёт ответственность и устанавливает внутренние правила организации экспортного контроля участника ВЭД;

утверждает организационные инструкции по экспортному контролю, обеспечивает их реализацию участником ВЭД;

задаёт направления обучения сотрудников;

организует обучение сотрудников и руководит процессом повышения квалификации;

и в конечном итоге в целом обеспечивает функционирование системы экспортного контроля участника ВЭД.

Уполномоченный по вопросам экспортного контроля:

действует как непосредственный представитель руководства предприятия;

подчиняется лицу, ответственному за экспортный контроль;

замещает лицо, ответственное за экспортный контроль;

предоставляет отчёты лицу, ответственному за экспортный контроль;

осуществляет процедуры экспортного контроля.

При этом важно: Избегать конфликтов целей и интересов. Если сделать уполномоченного по вопросам экспортного контроля по совместительству ответственным за сбыт, то это может повлечь за собой конфликт интересов и потерю эффективности на обоих направлениях.

Уполномоченный по вопросам экспортного контроля может являться сотрудником подразделения логистики, юридического отдела или другого отдела. Важно, чтобы лицо, уполномоченное по вопросам экспортного контроля, участвовало в оперативной деятельности участника ВЭД, иначе оно едва ли сможет выполнять свои задачи.

Описание задач лица, уполномоченного по вопросам экспортного контроля:

разрабатывает предложения по «Организационной инструкции экспортного контроля» и представляет их на рассмотрение лица, ответственного за экспортный контроль;

получает новейшую информацию о внешнеэкономическом праве;

отслеживает изменения в законодательстве по вопросам экспортного контроля и доводит их до сведения в соответствующие подразделения участника ВЭД;

осуществляет взаимодействие с ФСТЭК России и таможенным органом;

проводит специализированные курсы обучения для сотрудников и в сотрудничестве с отделом кадров обеспечивает повышение квалификации сотрудников;

консультирует подразделения участника ВЭД по вопросам экспортного контроля;

разрабатывает предложения по проведению мероприятий в рамках осуществления экспортного контроля;

выясняет необходимость получения лицензии (разрешения) на экспорт, подаёт заявление, осуществляет контроль получения соответствующей лицензии (разрешения);

в случае сомнения запрашивает ФСТЭК России или экспертную организацию о необходимости заключения и осуществляет контроль получения соответствующего документа;

проводит проверки достоверности сведений, имеющих отношение к вопросам экспортного контроля;

координирует проведение внутрипроизводственной ревизии.

С усложнением структурной организации участника ВЭД неизбежно возрастает сложность осуществления экспортного контроля, поэтому рекомендуется в отдельных подразделениях, при необходимости, назначать лицо, занимающееся вопросами экспортного контроля в подразделении – «референта по экспортному контролю».

Специалисты (референты) по вопросам экспортного контроля.

Сотрудник отдела сбыта:

осуществляет внешние контакты участника ВЭД, поддерживает контакты с контрагентом, сообщает уполномоченному по вопросам экспортного контроля о подозрительных событиях, возникших во время обсуждений, переговоров и посещений контрагентов.

Технический эксперт:

сообщает о новых разработках уполномоченному по вопросам экспортного контроля,

отвечает за правильность технической информации при проведении идентификации, для проведения идентификации должен обладать специальными знаниями (в случае возникновения сомнений рекомендуется проконсультироваться с соответствующим тематическим отделом ФСТЭК России, при необходимости получить заключение).

Рекомендуется периодически обсуждать проблемы экспортного контроля в ходе заседаний руководства участника ВЭД с рассмотрением следующих пунктов:

1. Какова доля экспорта?

2. Стало ли известно военное, ядерно-техническое, химико-биологическое или иное применение поставляемого участником ВЭД ассортимента продукции, затрагивающее вопросы экспортного контроля?

3. Какие товары ассортимента продукции участника ВЭД включены в контрольные Списки?

4. Какие экспортные операции за отчётный период требовали получения лицензии (разрешения)?

5. Сколько заявлений на получение лицензии (разрешения) на экспорт было отклонено за отчётный период?

6. Были ли проведены проверки внешнеэкономической деятельности контролирующими органами? Если да, необходимо обсудить результат проведённой проверки.

7. Были ли запросы или обращения со стороны иностранных контрагентов, включённых в список подозрительных лиц («чёрный» список)?

«Знать свой бизнес… и бизнес иностранного партнёра» - это ключ к выполнению требований законодательства экспортного контроля.

Государственная аккредитация участника ВЭД, создавшего внутреннюю программу экспортного контроля.

Государственная аккредитация представляет собой работу органов исполнительной власти, осуществляющих экспортный контроль на государственном уровне, по оценке созданной участником ВЭД ВПЭК на предмет соответствия осуществляемых им мероприятий целям и задачам внутренней программы экспортного контроля.

Структуры, внедрившие внутреннюю программу экспортного контроля и получившие государственную аккредитацию, получают определённые преимущества при осуществлении внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, в том числе в упрощении процедуры таможенного оформления продукции, близкой по своим техническим характеристикам и (или) описанию к контролируемым товарам, с точки зрения экспортного контроля.

Иными словами, чтобы пользоваться дополнительными преференциями, такими, как возможность получать генеральные лицензии или предоставлять в таможенные органы собственные акты идентификационной оценки на свою экспортируемую продукцию, недостаточно создать ВПЭК – необходимо, чтобы органы государственной власти признали внутреннюю программу способной эффективно работать.

Согласно статье 16 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля (т.е. ФСТЭК России) организует государственную аккредитацию российских участников ВЭД, создавших внутренние программы экспортного контроля, и выдаёт им свидетельства о государственной аккредитации.

Положение, определяющее порядок государственной аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. N 176.

Следует особо отметить, что при аккредитации оценивается не соответствие ВПЭК требованиям действующего законодательства, а готовность участника ВЭД обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. Тем более, что обязательных требований к ВПЭК действующее законодательство не содержит. Государственная аккредитация предоставляется участникам ВЭД, имеющим опыт практической работы по реализации ВПЭК.

В целом можно говорить о том, что государственная аккредитация является показателем доверия к ВПЭК участника ВЭД со стороны государственной системы экспортного контроля.

Для рассмотрения вопроса о государственной аккредитации ВПЭК заявитель представляет в ФСТЭК России следующие документы:

а) письменное заявление о выдаче свидетельства о государственной аккредитации с указанием полного наименования и адреса. Заявления участников ВЭД, находящихся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которых такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежат согласованию с этим федеральным органом исполнительной власти, а заявления акционерных обществ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», подведомственных ей предприятий и учреждений подлежат согласованию с этой Корпорацией;

б) заверенные копии:

уставных (учредительных) документов;

документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

в) обязательство участника ВЭД неукоснительно соблюдать требования экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности и следовать принципу отказа от любых экспортных сделок, в результате которых могут быть нарушены законодательство и международные обязательства Российской Федерации либо нанесён ущерб её государственным интересам. Обязательство должно быть подписано руководителем участника ВЭД;

г) справка, содержащая следующие сведения:
характер основной деятельности участника ВЭД и виды производимой продукции (работ, услуг);
наличие опыта работы на внешних рынках, в том числе с продукцией, в отношении которой установлен экспортный контроль;

д) материалы, свидетельствующие о выполнении мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, направленных на обеспечение соблюдения требований экспортного контроля, с указанием должностных лиц, ответственных за вопросы экспортного контроля.

Копии документов заверяются так же, как и при подаче заявлений на выдачу лицензий (разрешений).

Документы, представленные участником ВЭД, рассматриваются комиссией по государственной аккредитации, в состав которой входят представители Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, Федеральной службы безопасности и Федеральной таможенной службы, ФСТЭК России. При необходимости возможно участие в работе комиссии представителей других федеральных органов исполнительной власти.

Комиссия по государственной аккредитации вправе направлять своих представителей к участнику ВЭД для проверки на месте готовности к осуществлению работ по экспортному контролю.

Решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации принимается комиссией по государственной аккредитации в течение 45 дней с даты представления всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов.

Уведомление об отказе в государственной аккредитации направляется заявителю в 5-дневный срок с даты принятия такого решения с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в государственной аккредитации являются:

наличие недостоверных или искажённых данных в документах, представленных -заявителем;

неоднократные или грубые нарушения заявителем таможенного законодательства или законодательства в области экспортного контроля.

Участнику ВЭД, в отношении которого принято решение о государственной аккредитации, выдаётся свидетельство о государственной аккредитации, которое, как правило, действует в течение трёх лет, после чего может быть продлено в порядке, установленном для его получения.
Участник ВЭД, которому выдано свидетельство о государственной аккредитации, ежегодно, не позднее 1 марта, представляет в ФСТЭК России краткий отчёт о выполнении ВПЭК, содержащий следующие сведения:

а) объём и структура экспорта;

б) организационные и кадровые изменения в сфере управления ВЭД;

в) информация о должностном лице, отвечающем за вопросы экспортного контроля;

г) проведённые мероприятия по обучению и повышению квалификации сотрудников по вопросам экспортного контроля.

 1 Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля»