+ 4
- 0
Оценить:

Идентификационная экспертиза товаров и технологий является важным элементом экспортного контроля, основной задачей которого является установление принадлежности товара или технологии, являющихся объектами экспертизы, к продукции, подлежащей экспортному контролю.

К продукции, подлежащей экспортному контролю, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об экспортном контроле») относятся: сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Все вышеперечисленное включено в российские национальные контрольные списки, утвержденные Указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «Об экспортном контроле» - экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающим в себя:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статьей 24 указанного закона установлено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

- является ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;

- допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).

Исходя из этого, можно предложить следующую модель структуры заключения по идентификационной экспертизе:

1. Определение принадлежности объекта (или его основных компонентов) одному или нескольким контрольным спискам.

2. Проведение сравнительного анализа контролируемых технических и эксплуатационных параметров и характеристик и целей использования со значениями и целями, указанными в контрольных списках.

3. Возможность применения объекта идентификации (или его компонентов) в гражданских или военных целях.

4. Проверка конечного использования объекта экспертизы с целью оценки надежности импортера и конечного пользователя.

Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

- входят в перечень товаров, представленных в контрольных списках по своему общетехническому наименованию;

- не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

- не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

Правовая база идентификационной экспертизы

В основе правовой базы идентификационной экспертизы лежат следующие документы:

1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ; от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ; от 29 ноября 2007 года N 283-ФЗ).

2. Указы Президента Российской Федерации:

- «Об утверждении Списка оборудования, материалов, технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 8 августа 2001года N 1005 (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2004года N 230);

- «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» от 14 февраля 1996 года N 202 (с изменениями и дополнениями от 21 января 1997года N 32; от 12 мая 1997 года N 468; от 5 мая 2000 года N 1151; от 4 февраля 2004 года N 141);

- «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 14 января 2003года N 36;

- «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» от 20 августа 2007 года N 1083;

- «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 28 августа 2001 года N 1082 (с изменениями и дополнениями от 31 января 2007 года N 115);

- «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 5 мая 2004 года N 580;

- «О комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» от 25 апреля 2005 года N 468;

- «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий» от 27 марта 1992 года N 312 (с изменениями и дополнениями от 6 мая 2000 года N 822);

- «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН N 1718 от 14 октября 2006 года, от 27 мая N 665.

3. Постановления Правительства Российской Федерации:

- «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» от 27 сентября 2001 года N 686 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731 ; от 4 февраля 2005 года N 54; от 26 января 2007 года N 50);

- «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» от 29 августа 2001 года N 634 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

- «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» от 14 июня 2001 года N 462 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года N 731; от 15 мая 2004 года N 241; от 4 февраля 2005 года N 54);

- «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» от 7 июня 2001 года N 477 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года N 731; от 15 мая 2004 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

- «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» от 16 апреля 2001 года N 296 (с изменениями и дополнениями 1 октября 2001 года N 704; от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

- « О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» от 21 июня 2001 года N 477 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54);

- «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» от 11 октября 1993 года N 1030 (с изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 года N 556; от 11 декабря 1997 года N 1548; от 25 июля 1999 года N 853; от 29 августа 2001 года N 635; от 4 февраля 2005 года N 54);

- «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» от 15 декабря 2000 года N 973 (с изменениями и дополнениями от 21 августа 2001 года N 612; от 3 октября 2002 года N 731; от 4 февраля 2005 года N 54; от 15 декабря 2006 года N 771);

- «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки» от 15 августа 2005 года N 517.

Роль и место независимых экспертных организаций

Среди российских участников внешнеэкономической деятельности, присутствуют много организаций – посредников, не являющихся разработчиками или производителями экспортируемых товаров или технологий, и не имеющих в полном объеме, как необходимой технической и конструкторской документации, международных и российских стандартов, так и знаний о назначении экспортируемых товаров и технологий и их функциональных особенностях, ошибки, сделанные ими при самостоятельном проведении независимой идентификационной экспертизы весьма вероятны. В связи с этим, статьёй 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрено, что российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится экспертной организацией путем осуществления независимой идентификационной экспертизы (далее – экспертиза), в порядке определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» N 477.

Основным назначением экспертной организации являются:

- установление принадлежности экспортируемого товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю;

- снижение риска несанкционированного экспорта российскими участниками внешнеэкономической деятельности контролируемых товаров и технологий.

С этой целью экспертная организация должна установить:

- общепринятое торговое (техническое) наименование объекта экспертизы, его специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д., применительно к терминологии, указанной в контрольных списках, утвержденных указами Президента Российской Федерации, т.е.:

- - к какой области науки и техники относится экспортируемая продукция (машиностроение, металлургия, химия, микробиология, медицина, вычислительная техника и т.д.);

- - является ли объект, в отношении которого проводится экспертиза, сырьем, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией (прибором, агрегатом, оборудованием и т.д.), технологией, программным продуктом, работой или услугой;

- - соответствует ли название объекта экспертизы и его характеристики товару или технологии, представленному в одном из контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

- - соответствуют ли цели, назначение и возможное использование товара, целям назначению и использованию, указанным конечным пользователем;

- код ТНВЭД;

- соответствие объекта экспертизы заявляемым характеристикам и техническому описанию на него;

- физический и химический состав объекта экспертизы, количественное соотношение и содержание компонентов в нем, марку сорт, тип модель;

- позиции контрольных списков, а также иные нормативные акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает объект экспертизы.

Экспертиза проводится экспертными организациями не только по обращениям российских участников внешнеэкономической деятельности, но и по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного, предусмотренного законодательством Российской Федерации, разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также таможенными правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.

В случае предоставления экспертной организацией заведомо недостоверных сведений по результатам экспертизы, проводящие экспертизу, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

Порядок получения независимыми экспертными организациями специального разрешения на проведение независимой идентификационной экспертизы (далее – экспертиза) товаров и технологий в целях экспортного контроля определяется соответствующими Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001г. N 477 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами организация (далее – организация-заявитель), желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предоставляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю:

- письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом Российской Федерации, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации-заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;

- копии уставных (учредительных), регистрационных, бухгалтерских и иных необходимых документов и справок. Кроме того организация-заявитель должна разработать и представить инструктивно-методические документы, регламентирующие проведение экспертизы. К ним относятся:

- перечень документов, представляемый организацией-заявителем;

- методика проведения экспертизы;

- распределение штатных экспертов по позициям и разделам контрольных списков, а также договора, контракты или иные документы, заключенные с внештатными экспертами (если такие имеются) на проведение работ по экспертизе.

Организация-заявитель должна также представить информацию:

- о характере своей производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых она специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);

- об организационной и технической готовности к осуществлению экспертизы, в том числе о возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи;

- о способах защиты бланков экспертизы от возможных подделок и фальсификаций;

- о способах хранения в бумажном и электронном виде, как самих заключений, так и других документов, относящихся к ним.

Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией-заявителем сведений несут руководители э тих организаций.

Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организацией-заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Основные задачи экспертных организаций

Основными задачами экспертных организаций являются:

- организация и проведение идентификационной экспертизы, которая проводится экспертной организацией по запросу органа (должностного лица), производящего дознание, предварительное следствие или подготовку материалов об административном правонарушении, либо на договорной основе в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы;

- оценка риска использования объекта экспертизы для целей создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

- проверка импортера и конечного пользователя на предмет их участия в разработке и созданию вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, а также участие в незаконном реэкспорте и несанкционированной передаче третьим лицам поставляемых товаров и технологий.

Кроме того, проводя экспертизу экспортируемых товаров и технологий, экспертная организация должна учитывать значение экономических, политических и международных последствий, связанных с их передачей.

Степень и оценка риска переключения объекта экспертизы на военные цели существенно зависит от того насколько данные товары и технологии широко представлены на мировом рынке, каков политический портрет страны-импортера и насколько приемлемы гарантийные обязательства конечного пользователя о гражданском использовании объекта экспертизы. Поэтому, учитывая все эти аспекты, идентификационная экспертиза в целях экспортного контроля должна проводиться с учетом следующих факторов:

- являются ли страна-импортер и страна конечный пользователь государствами-членами международных режимов экспортного контроля;

- придерживаются ли страна-импортер и страна конечный пользователь международных договоров и конвенций о нераспространении оружия массового поражения;

- соответствует ли поставляемое оборудование, материал, технология или научно-техническая информация заявленному конечному назначению и соответствует ли конечное назначение сфере деятельности конечного пользователя;

- не было ли импортеру (конечному пользователю) отказано в приобретении на идентичное оборудование странами-участниками международных режимов по экспортному контролю и не использовали ли они ранее поставляемые товары и технологии на цели, несовместимые с целями нераспространения оружия массового поражения.

Подтверждением возможности проведения экспертной организацией идентификационной экспертизы служит разработка регламента и методики ее проведения и получение специального разрешения на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

Идентификационная экспертиза, как и любой вид экспертизы, требует от экспертной организации соблюдения следующих принципов:

- объективность и всесторонняя оценка при рассмотрении объекта и представленных на него документов;

- техническая грамотность и специализация экспертов;

- выдача обоснованного, и аргументированного заключения по результатам идентификации рассматриваемого объекта.

Организация проведения идентификационной экспертизы

Идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля проводится экспертной организацией по той номенклатуре контролируемых товаров и технологий, которые указаны в специальном разрешении на осуществление деятельности по проведению данной экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчиком предоставляются экспертной организации следующие документы:

- письмо – заявку на проведение идентификационной экспертизы с общетехническим наименованием товара, технологии, программного продукта, датой и номером контракта, кодом ТН ВЭД передаваемой продукции, КПП и ИНН российского участника внешнеэкономической деятельности;

- копия контракта (договора, соглашения и т.д.) между российским участником внешнеэкономической деятельности и иностранным лицом о поставке товара или технологии, подлежащих экспертизе со всеми приложениями и спецификациями;

- технические условия, задание, паспорта на экспортируемую продукцию. В случае передачи научно-технической информации в виде отчетов, расчетов, методик и т.д., конструкторской и технологической документации и программного продукта заказчик экспертизы предоставляет экспертной организации реальные экземпляры передаваемых брошюр, книг, чертежей, диаграмм, графиков, а также носителей программного продукта в виде дискет, CD – дисков и т.д.

- письмо с информацией конечного пользователя о применении товара или технологии для использования в гражданских целях и невозможности применения для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (если указанное выше не отражено в договоре или контракте российского участника внешнеэкономической деятельности с иностранным лицом).

Экспертиза проводится экспертной организацией в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы. В техническом задании на проведение экспертизы указывается:

- заказчик экспертизы (для юридических лиц – полное наименование и адрес; для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);

- наименование экспертной организации;

- основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товаров или технологий, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указывается дата и номер контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);

- вопросы, требующие разрешения в процессе экспертизы;

- сроки проведения экспертизы;

- материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы и образцы товаров, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приемочных или других испытаний.

В случае проведения дополнительной или повторной экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не является ни дополнительной, ни повторной.

Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки.

Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.

В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) повторная экспертиза, поручаемая другой экспертной организацией.

Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности – заказчиком экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.

Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.

Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений составляющих государственной тайну, проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.

Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.

В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведения экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их представлении.

Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.

Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Экспертная организация обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы, выданных экспертных заключений и сообщений о невозможности составления заключения.

Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заключение по идентификационной экспертизе состоит из двух частей: вводной части и исследовательской части. В вводной части отражены данные о заказчике экспертизы, российском и иностранном участнике внешнеэкономической сделки, конечном пользователе и стране назначения, а также представлен перечень предоставленных документов. В исследовательской части указаны используемые приемы и методы для проведения экспертизы и объект экспертизы с обязательным количеством, представлено техническое описание объекта экспертизы, неизменяемые его идентификационные признаки, код ТН ВЭД, а также проведен анализ принадлежности объекта экспертизы к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки и по результатам анализа представлены выводы подпадании (не подпадании) экспортируемого товара под действие контрольных списков, утвержденных Указами Президента Российской Федерации.

Основным элементом заключения по идентификационной экспертизе является исследовательская часть. Процесс исследования состоит из двух шагов:

1. Поиск во всех контрольных списках позиций, описания которых имеют отношение или формально совпадают с исследуемым объектом, как по общетехническому наименованию так и по коду ТН ВЭД, Здесь имеется в виду совпадение названий или функционального назначения товара, описанного в позиции и объекта исследования.

2. Если в описании данной позиции контрольного списка (или в техническом примечаниях к ней) приведены значения каких-либо технических параметров, то проводится сравнительный анализ этих параметров с характеристиками исследуемого объекта.

В процессе исследования эксперт должен кратко описать объект экспертизы, выявить его общепринятое техническое наименование, функциональные и специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д.

Совпадение технических описаний, значений параметров и назначения товара или технологии, приведенных в контрольном списке, с соответствующими характеристиками исследуемого объекта позволяет сделать вывод о принадлежности исследуемого объекта к контролируемой продукции.

Исследование соответствия объекта экспертизы заявленным характеристикам и техническому описанию, т.е. определению марки, сорта, типа, модели, принципов функционирования и других вопросов требуют следующего:

- если объект экспертизы – вещество или материал, то определение его марки или сорта, т.е. химического и физического состава, а также количественного соотношения и содержания компонентов в них;

- если объект экспертизы установка, оборудование или устройство, то определение их типа, модели, определение его назначения, функциональных и конструктивных особенностей, наличия значимых компонентов и возможности их извлечения без нарушения функционирования, с последующим независимым использованием.

- анализ областей науки и техники, где применяется или может быть применен объект экспертизы, в том числе возможность его использования в агрессивных средах, в обстановке повышенной радиации, при высоких давлениях или механических нагрузках.

- анализ возможности использования объекта экспертизы (или его компонентов) для создания оружия массового поражения, ракетных оружия и других видов вооружения и военной техники. Исследовательский процесс является сложным, требующим от эксперта обширных технических знаний или привлечения специалистов из различных отраслей науки и техники.