+ 3
- 0
Оценить:

ФСТЭК России информирует:

пройти лицензионные процедуры и получить лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации возможно собственными силами... Подробнее

 

Исполнение государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1);

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, N 30, ст. 3616);

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);

Указом N 438 и 439» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1746);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

Иными нормативными правовыми актами, нормативно-методическими и методическими документами по вопросам разработки средств защиты конфиденциальной информации.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1);

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, N 30, ст. 3616);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации».

«Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации» 2002 г.

«Сборник временных методик оценки защищенности конфиденциальной информации» 2002 г.

Лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации является государственной функцией, исполняемой ФСТЭК России (1 управлением ФСТЭК России).

Лицензированию подлежит деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензионные требования и условия:

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации являются:

- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

- выполнение требований конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области технической защиты информации;

- соответствие помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности, техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам разработки средств защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Порядок оплаты госпошлины:

Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины и внесения платы за предоставление сведений из реестра лицензий размещаются на Сайте.

Государственная пошлина за предоставление лицензии, за продление срока действия лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах*.

* - с 30 января 2011 г. изменены размеры государственных пошлин:

- за предоставление лицензии – 2600 рублей;

- за продление срока действия лицензии – 200 рублей;

- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности – 2600 рублей;

- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 200 рублей;

- за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей.

Административные процедуры по исполнению государственной функции:

информирование и консультирование о порядке исполнения государственной функции:

Информация о порядке исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации размещается на официальном сайте ФСТЭК России: www.fstec.ru (далее – Сайт).

Место нахождения ФСТЭК России: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17.

Почтовый адрес для направления документов и обращений: ул. Старая Басманная, д. 17, Москва, 105066, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Место нахождения экспедиции: г. Москва, Большой Козловский пер., д. 6, 4-ый ОФПС.

Часы работы экспедиции:

Понедельник – пятница

8.00 – 18.00

Суббота, воскресенье

Выходной день

Телефон справочной службы экспедиции: (495) 604-33-18.

Телефон справочной службы структурного подразделения ФСТЭК России: (495) 632-14-48, (495) 693-68-68.

Консультации по процедурам исполнения государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации могут предоставляться:

- в письменной форме;

- по телефону.

При консультировании по письменным обращениям ответ направляется почтовым отправлением по адресу, указанному в обращении, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в ФСТЭК России. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен директором ФСТЭК России или его заместителем, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием об этом автора обращения и указанием причин продления.

При консультировании по телефону должностные лица ФСТЭК России предоставляют следующую информацию:

- о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства ФСТЭК России заявления по вопросам лицензирования;

- о принятии решения по конкретному заявлению по вопросам лицензирования;

- о нормативных правовых актах по вопросам лицензирования (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);

- о необходимых документах для получения лицензии;

- о размещении на Сайте информации из реестра лицензий, а также справочных материалов по вопросам лицензирования;

- о фамилии, имени, отчестве ответственного исполнителя по рассмотрению заявления о предоставлении (переоформлении, продлении срока действия) лицензии и прилагаемых к нему документов.

рассмотрение заявления о предоставлении лицензии:

Основанием для начала исполнения ФСТЭК России государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации является получение от соискателя лицензии заявления и документов, указанных в подпункте 9.2 Административного регламента. Блок-схемы последовательности действий при исполнении государственной функции приведены в приложении N 3 к Административному регламенту.

В заявлении указываются:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, а также адрес налогового органа;

- лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;

- (исключен в соответствии с приказом от 30 сентября 2011 г. N 516);

- копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов соискателя лицензии, выполняющих работы по лицензируемой деятельности (дипломов, удостоверений, свидетельств);

- копии правоустанавливающих документов на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;

- сведения о наличии производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности, с приложением копий документов о поверке контрольно-измерительного оборудования;

- сведения об имеющихся у соискателя лицензии нормативных правовых актах, нормативно-методических и методических документах по вопросам разработки и производства средств защиты информации.

Государственная пошлина за предоставление лицензии, за продление срока действия лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления во ФСТЭК России регистрируются и принимаются должностным лицом по описи, копия которой с отметкой о дате регистрации указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

После регистрации заявление и прилагаемые к нему документы в течение 3 рабочих дней передаются в установленном порядке в отдел лицензирования 2 управления ФСТЭК России (далее – отдел лицензирования).

Начальник отдела лицензирования в течение одного дня с момента поступления документов назначает из числа сотрудников отдела ответственного исполнителя по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя сообщаются соискателю лицензии по его письменному (устному) обращению.

Ответственный исполнитель в течение 5 дней осуществляет проверку полноты и достоверности сведений.

Проверка полноты заключается в проведении проверки соответствия предоставленных сведений и документов сведениям и документам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» и приложениями N 1 и N 2 к Административному регламенту.

Проверка достоверности проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в предоставленном соискателем лицензии заявлении, сведениям, полученным ФСТЭК России из федеральных органов исполнительной власти по каналам межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», или в составе предоставленных документов (сведений) отсутствуют документы (сведения), предусмотренные подпунктом 9.2 Административного регламента, соискателю лицензии в срок, не превышающий 15 дней, направляется (вручается) уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) предоставления недостающих документов (сведений).

проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий:

После окончания проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в предоставленных соискателем лицензии заявлении и документах, отделом лицензирования проводится проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, указанных в пункте 5 Административного регламента, в срок до истечения 40 дней со дня окончания проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится путем анализа содержания представленных документов (сведений) и их соответствия требованиям нормативных и методических документов по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

По результатам проверки в течение одного рабочего дня составляется Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, содержащий выводы о возможности предоставления (об отказе в предоставлении) лицензии по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту. Акт в установленном порядке представляется на утверждение начальнику 2 управления ФСТЭК России.

принятие решения о предоставлении лицензии:

Должностное лицо ФСТЭК России принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В случае положительного решения ответственный исполнитель отдела лицензирования готовит проект приказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации и проект документа, подтверждающего наличие лицензии, которые вместе с заявлением и приложенными к нему документами представляются на правовую экспертизу в юридическую службу ФСТЭК России.

Правовая экспертиза проводится в срок не более 3 дней. Согласованные и прошедшие правовую экспертизу проекты приказа о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации и документа, подтверждающего наличие лицензии, представляются на подпись директору ФСТЭК России либо в соответствии с решением директора ФСТЭК России одному из его заместителей. Ответственным исполнителем оформляется уведомление о предоставлении лицензии по форме согласно приложению N 5 к Административному регламенту, которое направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.

В случае отрицательного решения ответственный исполнитель готовит уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа явилась невозможность выполнения соискателем указанных требований и условий. Уведомление оформляется по форме согласно приложению N 6 к Административному регламенту и направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Лицензия на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации предоставляется сроком на 5 лет.

выдача документа, подтверждающего наличие лицензии:

Выдача документов, подтверждающих наличие лицензий, производится начальником 1 управления ФСТЭК России (в случае его отсутствия – заместителем начальника 1 управления или уполномоченным должностным лицом управления) по вторникам и четвергам в 14.00 по адресу: ул. Старая Басманная, дом 17, г. Москва.

Заявка на получение документа, подтверждающего наличие лицензии, подается по тел. (499) 263-30-57, 263-32-45 (отдел лицензирования) до 15.00 понедельника – для получения документа во вторник, и до 15.00 среды – для получения документа в четверг.

выдача дубликата и копий документа, подтверждающего наличие лицензии:

Выдача дубликата и копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение его дубликата. Лицензиат имеет право на получение заверенных ФСТЭК России копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Заявление о предоставлении дубликата (копии) документа о предоставлении лицензии оформляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Административному регламенту.

Дубликат или копия документа, подтверждающего наличие лицензии, предоставляются лицензиату в течение 10 дней с даты получения ФСТЭК России заявления. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой «дубликат» в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) лицензиату, другой хранится в лицензионном деле.

продление срока действия лицензии:

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, оформленному по форме, указанной в приложениях N 9 и N 10 к Административному регламенту, с приложением документов, предусмотренных подпунктом 9.2 Административного регламента, в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Указанные заявление и документы должны поступить в ФСТЭК России не позднее чем за 10 дней до окончания срока действия лицензии.

Уведомление о продлении срока действия лицензии оформляется по форме согласно приложению N 11 к Административному регламенту и направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.

переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии:

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, по форме, указанной в приложениях N 12 и N 13 к Административному регламенту.

В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в ФСТЭК России не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности их правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется ФСТЭК России в течение 10 дней со дня получения заявления. Уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется по форме согласно приложению N 14 к Административному регламенту и направляется (вручается) лицензиату в письменной форме.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, не производится при отсутствии оснований для переоформления, указанных в подпункте 18.1 настоящего Административного регламента.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с указанием причин отказа оформляется по форме, указанной в приложении N 15 к Административному регламенту, и направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме.

контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий:

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в пункте 5 Административного регламента, осуществляется ФСТЭК России в ходе плановых и внеплановых проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом плановой проверки является соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий в процессе осуществления деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка может быть проведена не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана осуществления центральным аппаратом ФСТЭК России и управлениями ФСТЭК России по федеральным округам контроля за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – ежегодный план), являющегося составной частью общего плана осуществления проверочных мероприятий ФСТЭК России, утверждаемого директором ФСТЭК России.

В ежегодном плане указываются следующие сведения:

- наименования лицензиатов-юридических лиц, фамилии, имена, отчества лицензиатов-индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановой проверке;

- цель и основание проведения каждой плановой проверки;

- дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

- наименование структурного подразделения центрального аппарата ФСТЭК России или управления ФСТЭК России по федеральному округу, осуществляющих конкретную плановую проверку.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации лицензиата;

- окончания проведения последней плановой проверки лицензиата.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

О проведении плановой проверки лицензиат уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа ФСТЭК России (руководителя управления ФСТЭК России по федеральному округу) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения ранее выданного лицензиату предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований и условий;

- поступление в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства;

б) причинение вреда безопасности государства.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Внеплановая выездная проверка лицензиатов может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте «б» пункта 19.5 после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности лицензиата.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте «б» пункта 19.5, лицензиат уведомляется ФСТЭК России (управлением ФСТЭК России по федеральному округу) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности лицензиата причинен или причиняется вред безопасности государства предварительное уведомление лицензиата о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им лицензионных требований и условий, исполнением предписаний ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу).

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие лицензиата лицензионным требованиям и условиям.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения лицензиата-юридического лица, месту осуществления деятельности лицензиата-индивидуального предпринимателя и (или) месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) документах лицензиата;

- оценить соответствие деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен директором ФСТЭК России (руководителем управления ФСТЭК России по федеральному округу), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводится на основании приказа ФСТЭК России (руководителя управления ФСТЭК России по федеральному округу).

При проведении проверки уполномоченные лица ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям ФСТЭК России;

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя юридического лица (иного должностного лица или уполномоченного представителя) либо индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя) за исключением случая проведения такой проверки по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 19.5;

- требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения проверки;

- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами, осуществлявшими проверку, составляется акт в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915).

К акту проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушения лицензионных требований и условий, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ФСТЭК России (управление ФСТЭК России по федеральному округу).

В случае выявления в результате проверки нарушений лицензионных требований и условий соответствующее должностное лицо ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) обязано:

- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения по форме согласно приложению N 16 к Административному регламенту;

- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда безопасности государства, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

При проведении проверки уполномоченные лица ФСТЭК России (управления ФСТЭК России по федеральному округу) обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований и условий;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиатов, проверка которых проводится;

- проводить проверку на основании приказа ФСТЭК России (руководителя управления ФСТЭК России по федеральному округу) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа о ее проведении и в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 19.6 Административного регламента, копии документа о согласовании проведения проверки;

- не препятствовать представителям лицензиата присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять лицензиатам либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки;

- знакомить лицензиатов либо их представителей с результатами проверки;

- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- соблюдать сроки проведения проверки;

- не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе лиц, подлежащих проверке, ознакомить их с положениями Административного регламента;

- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

приостановление, возобновление действия лицензии и аннулирование лицензии:

Приостановление действия лицензии осуществляется ФСТЭК России в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 5 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий является невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г» пункта 5 Административного регламента.

При выявлении у лицензиата в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований и условий ФСТЭК России направляет соответствующие материалы в суд для решения вопроса о приостановлении деятельности лицензиата.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий ФСТЭК России в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом ФСТЭК России, и уведомляет об этом лицензиата в письменной форме согласно приложению N 17 к Административному регламенту.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме ФСТЭК России об устранении им нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, в срок не позднее 30 дней со дня устранения нарушений.

ФСТЭК России проводит проверку устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, в соответствии с правилами, установленными п. 19 Административного регламента.

Действие лицензии возобновляется на основании приказа ФСТЭК России со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, о чем лицензиату направляется соответствующее письменное уведомление по форме согласно приложению N 18 к Административному регламенту.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, ФСТЭК России обязана обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В этом случае лицензиату направляется в письменной форме уведомление о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии согласно приложению N 19 к Административному регламенту.

Лицензия аннулируется решением суда.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия ФСТЭК России решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в ФСТЭК России письменного заявления лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Прекращение действия лицензии оформляется приказом ФСТЭК России. Уведомление о прекращении действия (аннулировании) лицензии направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) по форме согласно приложениям N 20 и N 21 к Административному регламенту.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ведение реестра лицензий:

ФСТЭК России вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия ФСТЭК России решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Соответствующие записи в реестр лицензий вносятся ответственным исполнителем.

предоставление информации из реестра лицензий:

Информация, относящаяся к лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, установленная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на Сайте в течение 30 дней с даты:

- официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

- принятия решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия;

- получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Доступ к указанной информации является свободным и безвозмездным.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах по форме согласно приложениям N 22 и N 23 к Административному регламенту предоставляется юридическому (физическому) лицу на основании письменного заявления по форме согласно приложению N 24 к Административному регламенту и документа о внесении платы за предоставление указанной информации в размере 10 рублей в течение трех дней со дня поступления в ФСТЭК России заявления и документа о внесении платы.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Результаты исполнения государственной функции:

- осуществление лицензиатами разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принятие мер административного воздействия к нарушителям лицензионных требований и условий;

- предоставление, переоформление лицензий в установленном порядке;

- продление срока действия лицензий в установленном порядке;

- приостановление действия лицензий в установленном порядке;

- возобновление действия лицензий в установленном порядке;

- прекращение действия лицензий в установленном порядке;

- аннулирование лицензий в установленном порядке;

- формирование и ведение реестра лицензий.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФСТЭК России и решений, принятых (осуществленных) ими в ходе исполнения государственной функции:

Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обратиться с запросом (жалобой) на действия (бездействие) и решения должностных лиц, исполняющих государственную функцию, к директору ФСТЭК России или заместителю директора ФСТЭК России (в соответствии с распределением обязанностей). При этом запрос (жалоба) подается в письменной форме.

Рассмотрение запроса (жалобы) осуществляется в срок до 30 дней с момента поступления запроса (жалобы) в ФСТЭК России.

По результатам рассмотрения запроса (жалобы) направляется ответ в письменной форме.

Действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в судебном порядке.