+ 3
- 0
Оценить:

При исполнении функции взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями или организациями не осуществляется.

Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590);

Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 742; 1997, N 4, ст. 523; N 20, ст. 2234; 2000, N 19, ст. 2062; N 26, ст. 2749; 2004, N 6, ст. 411; 2005, N 47, ст. 4879; 2008, N 42, ст. 4787);

Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96 «О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 550; 2002, N 25, ст. 2398; 2005, N 18, ст. 1664);

Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3441; 2004, N 8, ст. 636; 2005, N 49, ст. 5203; 2007, N 33, ст. 4185; 2009, N 52, ст. 6535; 2011, N 18, ст. 2596);

Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3542; 2007, N 6, ст. 730; 2010, N 24, ст. 3014);

Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст. 208; 2006, N 42, ст. 4349; 2008, N 42, ст. 4787);

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 19, ст. 1881; 2005, N 49, ст. 5201; 2008, N 10, ст. 912; N 50, ст. 5893);

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431);

Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4288; 2010, N 25, ст. 3124);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5153; 2001, N 36, ст. 3571; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2006, N 52, ст. 5589; 2007, N 45, ст. 5506; 2008, N 46, ст. 5332; 2009, N 14, ст. 1651; N 25, ст. 3067; 2010, N 31, ст. 4258; N 42, ст. 5396);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1715; N 41, ст. 3959; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2008, N 50, ст. 5946; 2009, N 25, ст. 3067; 2010, N 42, ст. 5396);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2459; 2002, N 41, ст. 3983; 2004, N 20, ст. 1949; 2005, N 7, ст. 562; 2009, N 3, ст. 386; N 25, ст. 3067; 2010, N 42, ст. 5396; 2011, N 23, ст. 3322);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2677; 2003, N 7, ст. 643; 2005, N 7, ст. 560, ст. 562; 2008, N 46, ст. 5332; 2009, N 25, ст. 3067; 2010, N 42, ст. 5396);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2008, N 21, ст. 2465; N 36, ст. 4126; 2009, N 25, ст. 3067; 2010, N 52, ст. 7080; 2011, N 3, ст. 549; N 37, ст. 5242);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 37, ст. 3683; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 38, ст. 4556; 2008, N 35, ст. 4038; 2009, N 25, ст. 3067; 2010, N 42, ст. 5396);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 40, ст. 3843; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 6, ст. 760; 2008, N 50, ст. 5946; 2009, N 25, ст. 3067; 2010, N 42, ст. 5396);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092);

Приказом ФСТЭК России: от 26 сентября 2011 г. N 491 «Об утверждении Административного регламента ФСТЭК России по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля». Приказ проходит регистрацию в Минюсте России.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, соблюдение которых проверяется при проведении проверок:

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;

Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;

Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;

Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки».

Предметом государственного контроля является проверка соблюдения экспертными организациями установленного порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении контроля (надзора):

При проведении проверки члены проверочной комиссии вправе:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать здания, помещения экспертной организации и проводить необходимые мероприятия, связанные с проведением проверки;

требовать присутствия руководителя экспертной организации (лица, исполняющего его обязанности) и иных работников, ответственных за проведение работ в области независимой идентификационной экспертизы;

требовать и получать разъяснения (письменные объяснения) по существу задаваемых вопросов, связанных с проведением проверки;

требовать и получать все необходимые для достижения целей проверки документы (сведения), касающиеся проведения работ в области независимой идентификационной экспертизы;

выдавать экспертным организациям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению таких правонарушений.

При проведении проверок члены проверочных комиссий не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции ФСТЭК России;

осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя экспертной организации (или иного уполномоченного им лица);

требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения проверки;

осуществлять выдачу экспертным организациям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору):

Руководитель экспертной организации (или иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц ФСТЭК России информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц ФСТЭК России;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ФСТЭК России, повлекшие за собой нарушение прав экспертной организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении проверки экспертная организация обязана обеспечить присутствие руководителя экспертной организации или иного уполномоченного им лица.

Результатом исполнения ФСТЭК России государственной функции является:

Обеспечение соблюдения экспертными организациями законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции, являются:

составление и вручение (направление) акта проверки руководителю экспертной организации, иному должностному лицу или уполномоченному представителю экспертной организации;

выдача предписания об устранении выявленных нарушений руководителю экспертной организации, иному должностному лицу или уполномоченному представителю экспертной организации;

внесение в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации представления о принятии в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о приостановлении срока действия или аннулировании свидетельства о получении экспертной организацией специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы.

Мероприятия по контролю (надзору) проводятся в отношении российских организаций, получивших в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (экспертные организации).

Информация о порядке предоставления государственной услуги:

Информация о порядке исполнения государственной функции по осуществлению контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля предоставляется:

посредством размещения на информационных стендах в ФСТЭК России;

посредством размещения на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.fstеc.ru (далее – официальный сайт);

с использованием средств телефонной связи, в письменной форме, а также по электронной почте.

Место нахождения ФСТЭК России:

г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17.

Почтовый адрес для направления документов и обращений:

ул. Старая Басманная, д. 17, Москва, 105066, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Электронный адрес для направления обращений: exportcon2@fstec.ru.

Место нахождения экспедиции ФСТЭК России:

г. Москва, Большой Козловский пер., д. 6, 4-ый ОФПС.

Часы работы экспедиции:

понедельник – пятница  

10.00 – 16.00

суббота, воскресенье  

выходной день

Приём посетителей в Управлении экспортного контроля ФСТЭК России, непосредственно осуществляющем государственную функцию, осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1:

понедельник – четверг

10.00 – 17.00

пятница  

10.00 – 15.30

перерыв  

12.30 – 13.15

суббота, воскресенье  

выходной день

Телефон для справок: (495) 606-14-73.

На официальном сайте размещается следующая информация:

нормативные правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

текст административного регламента с приложениями;

местонахождение, график (режим) работы, номера телефонов, адрес ФСТЭК России;

план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного и лицензионного контроля (далее – план);

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц ФСТЭК России, исполняющих государственную функцию по контролю за проведением независимой идентификационной экспертизы.

Порядок предоставления информации о деятельности ФСТЭК России по исполнению государственной функции по контролю за проведением независимой идентификационной экспертизы по запросам заинтересованных лиц определяется разделом XIII Регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, утвержденного приказом ФСТЭК России от 12 мая 2005 г. N 167 (зарегистрирован Минюстом России 6 июня 2005 г., регистрационный N 6682)

По телефону может предоставляться следующая информация:

местонахождение и график работы ФСТЭК России;

сведения о нормативных правовых актах по вопросам исполнения государственной функции по контролю за проведением независимой идентификационной экспертизы;

сведения о входящих номерах, под которыми зарегистрированы запросы, связанные с проведением независимой идентификационной экспертизы.

Иные вопросы рассматриваются только на основании соответствующего письменного обращения.

Сроки проведения проверок:

Продолжительность проверки (от даты начала и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать двадцать рабочих дней. В случае если экспертная организация является субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.

С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемых сведений на основании мотивированных предложений должностных лиц ФСТЭК России, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения проверки может быть продлен директором ФСТЭК России, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства не более чем на пятнадцать часов.

Приостановление проведения контрольного (надзорного) мероприятия (действия) в рамках исполнения функции административным регламентом не предусматривается.

Информация о внутриведомственных административных процедурах, подлежащих выполнению ФСТЭК России при исполнении функции:

В рамках исполнения государственной функции по контролю за проведением независимой идентификационной экспертизы ФСТЭК России осуществляет следующие административные процедуры:

административная процедура «Анализ и обобщение результатов проведения экспертными организациями независимых идентификационных экспертиз»;

административная процедура «Проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок экспертных организаций».

Анализ и обобщение результатов проведения независимых идентификационных экспертиз.

Административная процедура «Анализ и обобщение результатов проведения экспертными организациями независимых идентификационных экспертиз» осуществляется постоянно в форме мониторинга результатов проведения независимых идентификационных экспертиз, представляемых экспертными организациями в ФСТЭК России в виде копий заключений о проведенных независимых идентификационных экспертизах (сообщений о невозможности составления заключений).

Исполнение административной процедуры включает в себя следующие этапы:

повседневный анализ и обобщение результатов проведения независимых идентификационных экспертиз;

рассмотрение и анализ годовых отчетов экспертных организаций о проведенных независимых идентификационных экспертизах.

Повседневный анализ и обобщение результатов проведения независимых идентификационных экспертиз.

Копия выданного заключения о проведенной независимой идентификационной экспертизе (сообщение о невозможности составления заключения) направляется экспертной организацией в ФСТЭК России в течение четырех дней со дня его выдачи заказчику экспертизы в электронном виде на электронный адрес exportcon2@fstec.ru.

Указанное требование не распространяется на заключения по экспертизам, проводившимся по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

Вместе с копией заключения в ФСТЭК России направляется структурированная информация о результатах независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля в электронном виде по прилагаемому образцу (приложение N 2 к административному регламенту).

Копия заключения, содержащего вывод о принадлежности продукции, представленной для проведения независимой идентификационной экспертизы, к контролируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, направляется на указанный электронный адрес не позднее трех рабочих дней от момента утверждения заключения уполномоченным лицом экспертной организации.

Информация о таких заключениях докладывается начальнику Управления, а также направляется в территориальный орган ФСТЭК России и, в соответствии с Соглашением о взаимодействии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля, – в Федеральную таможенную службу.

Информация, полученная в электронном виде от экспертных организаций, вносится уполномоченным лицом Управления в электронную базу данных в виде специального структурированного файла. Электронная база хранится на жестком диске специально выделенной персональной электронно-вычислительной машины с соблюдением норм и требований, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа.

Указанная информация предварительно обрабатывается структурным подразделением Управления (далее – отдел контрольно-методического обеспечения), группируется по принадлежности к контрольным спискам и передается в соответствующие структурные подразделения Управления: отдел ядерной техники, отдел химической и биологической продукции, отдел продукции двойного назначения, отдел ракетной техники (далее – тематические отделы), в следующие сроки:

по заключениям экспертизы товаров или технологий, в отношении которых установлена принадлежность к продукции, подлежащей экспортному контролю, – еженедельно, но не позднее второго рабочего дня каждой недели;

по остальным заключениям – ежемесячно, но не позднее пятого рабочего дня каждого месяца.

Информация передается специально уполномоченным сотрудникам тематических отделов под расписку в журнале учета информации о независимых идентификационных экспертизах (далее – Журнал), оформленном по прилагаемому образцу (приложение N 3 к административному регламенту).

Тематические отделы осуществляют оценку и экспертный анализ полученной от экспертных организаций информации на предмет правильности выводов, содержащихся в заключении с учетом сведений о наименовании и технических характеристиках продукции, являющейся объектом экспертизы, стране назначения, получателе и конечном пользователе (если известны).

При необходимости получения дополнительной информации о результатах независимой идентификационной экспертизы начальник соответствующего тематического отдела (либо лицо, его замещающее) оформляют письменный запрос в Журнале. В запросе указываются номера и даты выданных заключений, в отношении которых требуется получение дополнительной информации.

На основании запроса уполномоченное лицо отдела контрольно-методического обеспечения в течение трех дней направляет соответствующее обращение в экспертную организацию по каналам электронной связи. Дополнительные материалы, полученные от экспертной организации, передаются в электронном виде начальнику или специально уполномоченному сотруднику соответствующего тематического отдела, о чем делается соответствующая запись в Журнале.

В случае выявления тематическим отделом, с учетом дополнительно полученной информации, ошибочных выводов, содержащихся в заключении независимой идентификационной экспертизы, указанный отдел представляет обоснованную информацию об этом в отдел контрольно-методического обеспечения.

На основании полученной от тематического отдела информации отдел контрольно-методического обеспечения, с учетом результатов анализа обстоятельств, повлекших нарушение, направляет в адрес экспертной организации соответствующее уведомление о совершенном нарушении с предупреждением об ответственности за него.

Рассмотрение и анализ годовых отчетов экспертных организаций о проведенных независимых идентификационных экспертизах.

Экспертные организации обязаны представлять в ФСТЭК России годовой отчет, содержащий следующие сведения:

а) общее количество экспертиз, проведенных за отчетный период, в том числе:

по договорам с российскими участниками внешнеэкономической деятельности;

по запросам контролирующих органов;

по запросам таможенных органов;

по запросам иных правоохранительных органов;

б) претензии, предъявленные к результатам экспертиз на момент представления отчета.

Годовой отчет подписывается руководителем организации или лицом, его замещающим, и удостоверяется печатью организации.

Отчет представляется в срок не позднее 40 дней после окончания календарного года.

Представленный экспертной организацией ежегодный отчет рассматривается отделом контрольно-методического обеспечения.

Работник отдела контрольно-методического обеспечения рассматривает ежегодные отчеты экспертных организаций в течение десяти рабочих дней после их получения.

В течение десяти рабочих дней после рассмотрения представленных отчетов работник отдела контрольно-методического обеспечения готовит итоговый отчет об осуществлении независимой идентификационной экспертизы за текущий год.

В итоговом отчете делаются выводы:

о полноте и качественности проведенных экспертными организациями независимых идентификационных экспертизах;

о наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях при проведении независимых идентификационных экспертиз, выявленных при проведении повседневного анализа результатов независимых идентификационных экспертиз.

Итоговый отчет подписывается начальником Управления, представляется директору ФСТЭК России (заместителю, ответственному за вопросы экспортного контроля) и используется для формирования проекта плана проведения проверок на следующий год.

Проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок экспертных организаций.

Административная процедура «Проведение плановых и внеплановых документарных и выездных проверок экспертных организаций» исполняется в ходе плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок в соответствии с нижеследующим порядком.

Проверки проводятся комиссиями в составе двух и более работников ФСТЭК России (далее – проверочные комиссии).

В случае возникновения личной заинтересованности при исполнении обязанностей в составе проверочной комиссии, которая может привести к конфликту интересов, член проверочной комиссии обязан сообщить об этом лицу, назначившему проверку.

Проверки в отношении экспертных организаций могут быть плановыми и внеплановыми.

Проведение плановой проверки.

В отношении одной экспертной организации плановая проверка может проводиться не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана осуществления плановых проверок исполнения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – ежегодный план), являющегося составной частью плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного и лицензионного контроля, утверждаемого директором ФСТЭК России.

Подготовка ежегодного плана, его представление в органы прокуратуры и согласование с ними осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация о включении экспертной организации в ежегодный план в письменной форме в срок не позднее 30 дней от даты утверждения ежегодного плана доводится до указанной экспертной организации. Ежегодный план размещается на официальном сайте.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

получения российской организацией специального разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля;

окончания проведения последней плановой проверки экспертной организации.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно пунктами 35 и 36 административного регламента.

О проведении плановой проверки экспертная организация уведомляется ФСТЭК России не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа директора ФСТЭК России (заместителя, ответственного за вопросы экспортного контроля) о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Проведение внеплановой проверки.

Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

нанесение ущерба безопасности государства (в том числе невыполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), вследствие ошибочных выводов, сделанных экспертной организацией и повлекших за собой незаконный экспорт продукции двойного назначения;

истечение срока исполнения экспертной организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы;

приказ ФСТЭК России, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

поступление в ФСТЭК России обращений из таможенных органов, органов безопасности, правоохранительных органов, от участников внешнеэкономической деятельности, содержащих сведения о нарушении экспертной организацией порядка и условий проведения независимой идентификационной экспертизы.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ФСТЭК России, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно пунктами 35 и 36 административного регламента.

Внеплановая выездная проверка экспертной организации может быть проведена только после согласования с Главной военной прокуратурой.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с копией приказа ФСТЭК России в день его подписания направляется в Главную военную прокуратуру заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. К заявлению прилагаются также документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения проверки.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение ущерба безопасности государства (в том числе невыполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения) ФСТЭК России вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. В этом случае документы, указанные в пункте 34.4 административного регламента, направляются в Главную военную прокуратуру в течение двадцати четырех часов.

При получении решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки директором ФСТЭК России (заместителем, ответственным за вопросы экспортного контроля) принимается решение об отмене проверки и при необходимости о направлении жалобы вышестоящему прокурору или в суд.

О проведении внеплановой выездной проверки экспертная организация уведомляется ФСТЭК России не позднее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Проведение документарной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах экспертной организации, относящиеся к организации проведения независимой идентификационной экспертизы и ее результатам.

Документарные проверки (как плановые, так и внеплановые) проводятся по месту нахождения ФСТЭК России.

В процессе проведения документарной проверки членами проверочной комиссии рассматриваются документы, относящиеся к организации проведения независимой идентификационной экспертизы и ее результатам.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении ФСТЭК России, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение экспертной организацией обязательных требований, председатель проверочной комиссии готовит и в установленном порядке направляет мотивированный запрос в экспертную организацию с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа ФСТЭК России о проведении проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса экспертная организация обязана направить в ФСТЭК России указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя экспертной организации или уполномоченного им лица.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в ФСТЭК России, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных экспертной организацией документах либо имеет место несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся в распоряжении ФСТЭК России, председатель проверочной комиссии готовит и в установленном порядке направляет экспертной организации письмо с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Экспертная организация, получившая письмо с требованием о представлении необходимых пояснений, вправе представить дополнительно в ФСТЭК России документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Члены проверочной комиссии обязаны рассмотреть представленные экспертной организацией пояснения и дополнительно представленные документы. В случае если после рассмотрения представленных документов и пояснений установлены признаки нарушения обязательных требований, директор ФСТЭК России (замещающее его лицо) вправе принять решение о проведении выездной проверки.

При проведении документарной проверки члены проверочной комиссии не вправе требовать у экспертной организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены ФСТЭК России от иных органов государственного контроля (надзора).

Проведение выездной проверки.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах экспертной организации сведения об организации и состоянии работ по проведению независимой идентификационной экспертизы в том числе:

об установленном порядке осуществления работ по организации и проведению независимой идентификационной экспертизы и его соответствии обязательным требованиям;

о технической готовности экспертной организации к осуществлению деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы, в том числе численности и специализации экспертов, их квалификационном уровне, включая подготовку по вопросам экспортного контроля, наличии лабораторно-испытательной базы;

о проведенных идентификационных экспертизах и их результатах.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения экспертной организации.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении ФСТЭК России документах, представленных экспертной организацией;

оценить соблюдение экспертной организацией правил и условий проведения независимой идентификационной экспертизы без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка проводится с целью оценки:

полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных экспертной организацией в распоряжение ФСТЭК России;

фактического состояния дел в экспертной организации по организации и проведению независимой идентификационной экспертизы:

нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих экспертную деятельность;

порядка допуска экспертов к самостоятельной работе по проведению независимой идентификационной экспертизы;

технической готовности экспертной организации к проведению независимой идентификационной экспертизы, в том числе экспертизы сложных товаров и технологий;

исполнения руководителем экспертной организации обязанностей по обеспечению проведения независимой идентификационной экспертизы, установленных законодательством Российской Федерации.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения членами проверочной комиссии. При этом руководителю экспертной организации или иному уполномоченному им лицу под расписку вручается заверенная печатью копия приказа ФСТЭК России о проведении проверки.

Выездная проверка проводится в соответствии с режимом работы проверяемой экспертной организации.

По требованию подлежащих проверке лиц члены проверочной комиссии обязаны представить информацию о своих полномочиях, а также об экспертах, экспертных организациях, которые привлекаются к проведению проверки, и ознакомить их с административным регламентом.

Председатель проверочной комиссии знакомит подлежащих проверке лиц с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены проверочной комиссии, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы проверки, предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и справки о допуске к государственной тайне по установленной форме.

Проверка, независимо от ее формы, проводится на основании приказа ФСТЭК России, подписанного директором ФСТЭК России (заместителем, ответственным за вопросы экспортного контроля).

Приказ ФСТЭК России о проведении проверки оформляется в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915).

Проверка может проводиться только должностными лицами, указанными в приказе ФСТЭК России.

Оформление результатов проверки.

По результатам проверки членами проверочной комиссии составляется акт по установленной форме. Типовая форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников экспертной организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. К акту может прилагаться копия предписания об устранении выявленных нарушений.

Акт проверки составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми членами проверочной комиссии, участвовавшими в проверке.

В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами проверочной комиссии в акте проверки делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

В случае несогласия члена проверочной комиссии с содержанием акта проверки он излагает (в письменной форме) свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки.

Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки.

Первый экземпляр акта хранится в ФСТЭК России.

По окончании проведения выездной проверки на первом и втором экземплярах акта с копиями приложений руководителем экспертной организации или иным уполномоченным им лицом делается запись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки). В случае отсутствия руководителя экспертной организации или иного уполномоченного им лица, или в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки), в первом и втором экземплярах акта делается соответствующая отметка об этом, которая удостоверяется подписями членов проверочной комиссии. В этом случае второй экземпляр акта в срок не позднее дня, следующего за днем составления акта, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки.

При проведении документарной проверки второй экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подписания акта.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения заключения, и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки.

В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия первого экземпляра акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

О проведенной выездной проверке председателем проверочной комиссии осуществляется запись в журнале учета проверок, содержащая сведения о проверяющей организации, датах начала и окончания проведения проверки, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности членов проверочной комиссии и проставляются их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Руководитель экспертной организации или иное уполномоченное им лицо в течение пятнадцати дней со дня получения знакомится с актом, подписывает его и направляет копию второго экземпляра акта в ФСТЭК России.

В случае несогласия с выводами, изложенными в акте проверки, руководитель экспертной организации или иное уполномоченное им лицо в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в ФСТЭК России в письменной форме соответствующие возражения. При этом экспертная организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

Акт проверки рассматривается лицом, назначившим проверку, в срок, не превышающий десяти рабочих дней от даты получения акта, подписанного руководителем экспертной организации (замещающим его лицом).

По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в ФСТЭК России.

Принятие решения по итогам проведения проверки.

В случае выявления нарушений в результате проведения проверки председатель проверочной комиссии принимает в отношении экспертной организации одно из следующих решений:

о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

о подготовке на основании материалов проверки представления в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации.

В случае принятия решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений председатель проверочной комиссии готовит проект предписания в двух экземплярах по образцу согласно приложению N 4 к административному регламенту.

В предписании указываются:

дата вынесения (составления) предписания;

наименование и место нахождения, а также сведения о государственной регистрации экспертной организации, которой адресовано предписание;

ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;

содержание нарушения, включая ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;

сроки устранения нарушения;

способы извещения об устранении и подтверждения факта устранения нарушений;

фамилия, имя, отчество и должность работника ФСТЭК России, составившего предписание.

Предписание об устранении выявленных нарушений подписывается председателем проверочной комиссии и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку руководителю экспертной организации или иному уполномоченному им лицу.

Экспертная организация обязана исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в ФСТЭК России уведомление об исполнении предписания.

К уведомлению прилагаются надлежащим образом оформленные (сшитые, пронумерованные, подписанные руководителем экспертной организации или иным уполномоченным им лицом, и скрепленные печатью экспертной организации) копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

В случае непредставления экспертной организацией в установленные сроки уведомления об исполнении предписания, лицо, назначившее проверку:

уведомляет экспертную организацию о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения);

направляет экспертной организации новое (повторное) предписание;

рассматривает вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В случае если по результатам проверки в отношении экспертной организации возбуждено дело об административном правонарушении, дальнейшие действия членов проверочной комиссии осуществляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае выявления при проведении проверки нарушений экспертной организацией требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию ФСТЭК России, материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий контрольный (надзорный) орган.

В отношении экспертных организаций, допустивших неоднократное нарушение законодательства Российской Федерации, не соблюдавших установленный порядок проведения независимой идентификационной экспертизы, а также в случае выявления недостоверных сведений в документах, представленных экспертной организацией, ФСТЭК России направляет представление в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации для принятия одного из следующих решений:

о приостановлении действия свидетельства;

об аннулировании свидетельства.

Решение об аннулировании или приостановлении действия свидетельства доводится ФСТЭК России в письменной форме до сведения экспертной организации (с соответствующим обоснованием) и Федеральной таможенной службы в 10-дневный срок с даты его принятия.

В случае принятия решения о приостановлении действия свидетельства устанавливается срок устранения экспертной организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Если в установленный срок экспертная организация не устранит указанные обстоятельства, свидетельство подлежит аннулированию.

Решение о возобновлении действия свидетельства принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации. Необходимым условием для принятия указанного решения является представление экспертной организацией в ФСТЭК России документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства.

Решение о возобновлении действия свидетельства доводится ФСТЭК России до сведения экспертной организации в 10-дневный срок с даты его принятия.

Действия экспертной организации в случае несогласия с результатами проверок:

Экспертная организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в ФСТЭК России в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом экспертная организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в ФСТЭК России.

Экспертная организация (далее – заявитель) может обратиться с письменной жалобой на решение, принятое в ходе исполнения государственной функции работником ФСТЭК России, к директору ФСТЭК России (заместителю, ответственному за вопросы экспортного контроля).

В жалобе указываются:

фамилия, имя, отчество заявителя или полное наименование организации;

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

предмет жалобы;

личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны:

должность, фамилия, имя и отчество работника (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;

иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее поступления в ФСТЭК России.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственные органы или должностному лицу для получения необходимых для рассмотрения письменного обращения материалов, срок рассмотрения жалобы может быть продлен директором ФСТЭК России (заместителем, ответственным за вопросы экспортного контроля), но не более чем на тридцать дней с одновременным информированием об этом заявителя и указанием причин продления.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения экспертной организацией правил и условий проведения независимой идентификационной экспертизы и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления экспертной организации.

К грубым нарушениям проведения проверки относится:

отсутствие оснований проведения плановой проверки;

нарушение срока уведомления о проведении проверки;

отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации;

нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении экспертных организаций;

проведение проверки без приказа ФСТЭК России, подписанного директором ФСТЭК России (заместителем, ответственным за вопросы экспортного контроля);

требование документов, не относящихся к предмету проверки;

непредставление акта проверки руководителю экспертной организации (уполномоченному им лицу);

проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, директором ФСТЭК России (заместителем, ответственным за вопросы экспортного контроля) принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации работника, ответственного за действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции по контролю за проведением независимой идентификационной экспертизы.

После принятия решения о привлечении работника к ответственности заявителю в трехдневный срок со дня принятия решения направляется соответствующее уведомление.

Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется уведомление с указанием причин признания жалобы необоснованной.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Все обращения об обжаловании действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции по контролю за независимой идентификационной экспертизой, фиксируются в книге учета предложений, заявлений и жалоб с указанием:

принятых решений;

проведенных мероприятий по предоставлению сведений и (или) применению административных мер ответственности к работнику, ответственному за действия (бездействие) и решение, принятое в ходе исполнения государственной функции, повлекшие за собой жалобу.

Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Действия (бездействие) должностных лиц ФСТЭК России при исполнении государственной функции могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со сроками обжалования и юрисдикцией суда, установленными законодательством Российской Федерации.

Межведомственное взаимодействие при исполнении функции не требуется.