+ 0
- 0
Оценить:

Сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении ФСТЭК России полномочий по контролю за соблюдением указанных лицензионных требований определены Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - Регламенты, государственные функции).

 

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственные функции

 

Государственные функции по контролю за соблюдением указанных лицензионных требований (далее - лицензионный контроль) осуществляются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) и управлениями ФСТЭК России по федеральным округам (далее - территориальные органы ФСТЭК России).

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственных функций

 

Исполнение государственных функций осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 апреля 2005 г. N 124 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

 

Предмет лицензионного контроля

 

Лицензионный контроль осуществляется в форме документарных проверок, плановых проверок и внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензиаты).

Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

 

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля

 

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России);

5) не препятствовать руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

5.1) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок от иных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (далее - Перечень).

В рамках межведомственного информационного взаимодействия ФСТЭК России (территориальным органом ФСТЭК России) запрашиваются документы и (или) информация, указанные в пунктах 60, 69, 70, 77, 78, 88, 89, 90, 91, 93, 96, 97, 129, 131, 144, 145 Перечня;

5.2) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лицензиата с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

6) предоставлять руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя лицензиата (иное уполномоченное им лицо) с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

11) не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица) ознакомить их с положениями Регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае его наличия у лицензиата).

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции ФСТЭК России;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица);

3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) осуществлять выдачу лицензиатам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

7) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

9) требовать от лицензиата представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, указанные в пунктах 60, 69, 70, 77, 78, 88, 89, 90, 91, 93, 96, 97, 129, 131, 144, 145 Перечня;

10) требовать от лицензиата представления документов, информации до даты начала проведения проверки. ФСТЭК России (территориальный орган ФСТЭК России) после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) вправе истребовать документы и информацию, необходимую для осуществления указанной государственной функции.

Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых у лицензиата в ходе проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации, приведен в приложении N 3 к Регламенту.

 

Права и обязанности лицензиата, в отношении которого осуществляются мероприятия по лицензионному контролю

 

Руководитель лицензиата (иное уполномоченное им лицо) при проведении лицензионного контроля имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц ФСТЭК России информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными ФСТЭК России (территориальным органом ФСТЭК России) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в ФСТЭК России (территориальный орган ФСТЭК России) по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц ФСТЭК России;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ФСТЭК России, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.1) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Руководитель лицензиата (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан:

1) предоставить должностным лицам ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

2) обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому лицензиатом оборудованию.

 

Результат исполнения государственной функции

 

Результатом исполнения государственной функции является составление должностными лицами ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) акта проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.

В случае выявления при проведении проверки нарушения лицензиатом лицензионных требований результатами исполнения государственной функции являются:

выдача предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу);

возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).